Политические идеалы молодого Пушкина

Политическое мировоззрение А. С. Пуш­кина сложилось уже в юношеский, ли­цейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Цар­скосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В лицее вырос ге­ниальный поэт Пушкин, отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, по­нимание того, что любой человек, неза­висимо от социального происхождения, должен быть свободным. И главный по­рок, который увидел молодой поэт, — это ничем не ограниченная власть мо­нарха, самодержавие:

Самовластительный     Злодей! 

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель,  смерть детей

С жестокой радостию вижу,   восклицает молодой поэт в оде с симво­лическим названием «Вольность».

В этом произведении можно видеть идеи просветителей XVIII века. Само­державие должно быть ограничено за­коном, тогда не будет произвола власть имущих, «барства дикого», «покорству­ющих бичам» рабов. Поэтому так торже­ственно звучит главная мысль произве­дения:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон  а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Рабство противоестественно. Оно тянет назад, мешает жить, развиваться общест­ву. Рабство — это позор! Человек рожден свободным, и никто не имеет права пося­гать на его духовную независимость. Рос­сия — великая страна, и народ ее должен быть свободен и велик.

Но о каком величии можно говорить, когда «младые сыновья» растут для того, чтобы пополнить «дворовые толпы изму­ченных рабов», чтобы до гроба влачить «тягостный ярем». Именно об этом идет речь в стихотворении «Деревня»:

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство  тощее  влачится по браздам

Неумолимого    владельца.

Кто же он, «неумолимый Владелец», «присвоивший насильственной лозой и труд, и собственность, и время земле­дельца»? Монарх, ставший выше зако­на, выше духовной правды. Личность для власти не имеет значения. Деспо­тизм и тирания губят все:

Свободный   Рим возрос,

А рабством погублен.

Пушкин никогда не выступал против «короны», но считал, что страной дол­жен править просвещенный, мудрый монарх. Именно такой монарх отме­нит рабство, и тогда сам народ будет защитником, хранителем трона и им­перии:

Склонитесь  первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

На этих идеях воспитывались будущие декабристы, многие из которых были близкими друзьями Пушкина, его това­рищами по лицею. Поэтому идеи декаб­ристов были близки и Пушкину. Неда­ром после восстания на Сенатской пло­щади при обыске у многих из них были найдены рукописные копии вольнолю­бивых стихов прославленного поэта.

Многие стихи поэта этого периода воспринимались современниками как призыв к действию, как лозунг. В их числе хрестоматийное стихотворение, посвященное другу Пушкина П. Я. Чаа­даеву:

Товарищ,  верь: взойдет она,

Звезда   пленительного   счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на  обломках самовластья

Напишут наши имена!

После восстания 1825 года поэт не от­рекся от своих принципов. Его взгляды становятся более жесткими и критичны­ми. В 1827 году он пишет стихотворение «Арион», которое является аллегоричес­ким рассказом о событиях на Сенатской площади. Поэт ясно дает понять, что идеи декабристов живы:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Примером политической лирики Пушки­на является и стихотворение «Анчар». Оно также является аллегорией. Образ анча­ра — древа яда — Пушкин использовал для обличения политики Николая I:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит 

И мчится прочь, уже тлетворный.

В своей вольнолюбивой лирике Пуш­кин создал образ идеального монарха, властителя России. Он утверждает, что самодержец должен сочетать свою власть с законом, защищать права чело­века, олицетворять собой идеал спра­ведливости, силы и величия.- Именно о такой России мечтал поэт.


Печать Просмотров: 7677
Версия для компьютеров