Религия как способ разрешения нравственных проблем

Среди важнейших вопросов, постав­ленных русской культурой XIX века, во­прос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко ре­лигиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В «Преступлении и наказа­нии» автор изобразил человеческую ду­шу, прошедшую через страдания и ошиб­ки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христи­анских аксиом, и все они предстали пе­ред человеком в виде вопросов, требую­щих безотлагательного решения. Но са­ма насущность этих вопросов, самосознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего общества, и каждого чело­века, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедить­ся в истинности своей прежней веры. Мне кажется, Достоевский очень хорошо это осознавал, и это оказало немалое значение на его творчество, ведь пред­шественники никогда так, как он в романе «Преступление и наказание», не ставили вопрос о нравственности человека.

Главный герой романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников, от­зывчивый, добрый по натуре человек, ко­торый тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если ставит под угрозу свое дальнейшее существова­ние. Он необыкновенно умен, талантлив, терпелив, но, вместе с тем, горд, малооб­щителен и очень одинок. Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бес­корыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех?

Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но постоян­но уязвимая гордость Раскольникова му­чает его, и тогда он решается на убийст­во, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он не «тварь дрожа­щая», а «право имеет». Этот человек мно­го вытерпел и перестрадал. Раскольников был беден, и его гордость была задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долго не платил за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и родилась чудовищная теория преступления.

Автор тщательно описывает ее зарож­дение. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» 35 Он долго размышля0ет, к какому разряду

людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осо­знает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему покоя.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя и заставляет его самого в ней разубедиться. Рассмат­ривая с христианской точки зрения пре­ступление Раскольникова, автор выде­ляет в нем в первую очередь факт пре­ступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям яв­ляющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, не­любовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «пра­во имеющий», избранный.

Как же Раскольников смог постичь оши­бочность собственной теории и возро­диться к новой жизни? Безусловно, он со­вершил преступление, жестокое пре­ступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старуха-процентщица, вызываю­щая чувство страха и отвращения, тоже имела право на существование, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шести­десяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простово­лосая», — вот так ее описывает Достоев­ский. Согласитесь, очень похожа на пуш­кинскую «пиковую даму». Раскольников пришел к убеждению, что «на общих ве­сах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окру­жающих от безжалостной старухи.

Но он не задумывается над тем, что од­но преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он ли­шил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился перед людьми.

Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва свое­го же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно после появ­ления Сони для Раскольникова главным становится чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «при­шел мучить» Соню; он не хочет страда­ния, но хочет счастья. Особенно его по­ражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест пора­зил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содро­гания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничиже­ния... Ему стало ужасно тяжело». В сущ­ности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в ином свете. Это и помогло Раскольникову обрести веру.

Вся жизнь Сони Мармеладовой явля­ется самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть лю­бые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь са­мого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже при­нижено, что ему вдруг стало жалко. Ког­да же она сделала было движение убе­жать от страха, в нем что-то как бы пере­вернулось».

Достоевский изначально признает аб­солютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже са­мого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смире­нии перед страданием, посылаемым Бо­гом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» — воскли­цает один из героев «Униженных и оскор­бленных». Достоевскому открылась спо­собность слабого человека на духовный подвиг.

Итак, роман Достоевского «Преступле­ние и наказание» — это произведение, в котором религия является способом разрешения нравственных проблем. «Не убий», — гласит заповедь Христа. «Воз­люби ближнего твоего, как самого себя», и тогда тебе, как и Раскольникову, откро­ется истина, познать которую можно, только пройдя через страдания и лише­ния. Чтобы можно было любить людей, они должны стать, как Бог, чистыми, пре­исполненными милосердия. «Душа хочет любить только прекрасное», и люди долж­ны стать прекрасными, все уродливое в них должно уничтожиться. Любить лю­дей можно, только веруя в их преображе­ние, веруя в Бога. В этом и заключается сущность романа Достоевского «Пре­ступление и наказание».

Печать Просмотров: 4699
Версия для компьютеров