«Ромео и Джульетта» У. Шекспира

Имя Шекспира очень известно до сих пор всему миру, хотя жил этот драматург еще в XVI-XVII веках в Англии. Главные черты его творчества - вера в человека, в то светлое и доброе, что в нем есть, -позволяют отнести его к крупнейшим гуманистам-человеколюбцам того времени. Наряду с мрачными трагедиями у Шекспира есть веселые, зажигательные комедии, в которых царят заразительный смех, радостные шутки. Но и в знаменитейших трагедиях Шекспира есть место и время для шуток и пародий. Примером тому может служить «Ромео и Джульетта», самая светлая, человечная шекспировская трагедия. В ней два молодых человека, юноша и девушка, силой своей любви восстанавливают мир между двумя семьями, вражда и ненависть между которыми уходят корнями в далекую древность.

История Ромео и Джульетты основана на реальных событиях XIV века. В итальянском городе Верона жили два семейства - Мон-текки и Капулетти. Почему они ненавидят друг друга, никто уже не помнит, но сама вражда не утихает: на улицах Вероны постоянно происходят драки и убийства, в которых замешаны Монтекки и Капулетти. Ромео Монтекки и Джульетта Капулетти - дети этих враждующих семей, но они любят друг друга и пытаются соединиться во что бы то ни стало.

Шекспир показывает зрителю, как семья Джульетты собирает бал-маскарад, куда вход всем Монтекки запрещен. Но Ромео и его друзья ищут приключений и, скрыв под масками лица, проникают на бал. Здесь Ромео и знакомится с Джульеттой.

Герои изменяются по ходу развития действия. Ромео, каким мы его видим в первых актах трагедии, - влюбчивый юноша, пылающий страстью к какой-то Розалине. Но любовь к Джульетте взрослит его, потому что эта любовь реальная, а не придуманная. Все его мысли, чувства и поступки связаны теперь с Джульеттой: «Небеса мои там, где Джульетта». Ромео становится терпеливым и сдержанным, он не отвечает на оскорбления высокомерного и грубого Тибальта, двоюродного брата Джульетты.

Четырнадцатилетнюю Джульетту любовь к Ромео превращает в женщину, страстную, мудрую, осмотрительную и решительную. Джульетта сначала во всем подчиняется своей матери, леди Капулетти, одной из тех, из-за которых не прекращается древняя вражда родов. Она не понимает шуток, когда речь идет о ее драгоценном Ромео. Почему она должна выходить замуж за знатного, но нелюбимого Париса? Почему она должна ненавидеть Ромео за то, что он Монтекки? Она любит, любовь к Ромео пронизывает все ее слова и поступки:

Что значит имя? Роза пахнет розой,
Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названьем был бы 
Тем верхом совершенств, какой он есть.

Именно Джульетта говорит с Ромео о браке: брак с любимым важнее всего на свете. Она смело соглашается на план, придуманный монахом Лоренцо и Ромео, не боясь смерти. Или справедливо считая, что жизнь без Ромео для нее хуже смерти.

Двойная смерть Ромео и Джульетты в последних сценах трагедии говорит зрителю, что мир изменился, в нем появились люди, способные его изменить, пусть даже ценой своей жизни. Первая любовь для всех является проверкой на прочность, но для Ромео и Джульетты это еще и битва против древнего зла, которую герои выигрывают.

Древняя ссора Монтекки и Капулетти вызывает недовольство веронцев, среди которых главное место занимает герцог Вероны Эскал. Он и примиряет неутешных родителей над гробом погибших из-за их глупой ненависти детей.

Трагедия «Ромео и Джульетта» - это вечная борьба старого, которое не хочет уходить со сцены, и нового, которое все равно побеждает в финале. Интересна мысль Шекспира о том, что старое, злое есть и в молодых людях, а пожилые люди могут быть добрыми, справедливыми. Это видно в молодом Тибальте, племяннике леди Капулетти. Его слепит злоба, он хочет уничтожить всех Монтекки. Контрастный ему образ - старый отец Джульетты, который слаб, чтобы что-то изменить, но с радостью мирится с Монтекки, когда появляется такая возможность.

Мне кажется, что «Ромео и Джульетта» - трагедия, которая показывает людям возможности саморазвития, самосовершенствования, путь стать лучше. Этот путь - любовь. У Шекспира он очень сложен, потому что настоящая любовь требовательна: люди должны бороться за нее, даже если эта борьба неравная. Но любовь поможет стать сильнее, бороться с собственными недостатками и пороками окружающего мира и побеждать даже вопреки смерти.


Печать Просмотров: 13890
Версия для компьютеров