Россия А. А. Блока

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звуча­ние. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мя­тежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к родине, делало ее про­тиворечивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России еще не приобрела самостоятельность. И все же события духовной жизни поэта проходят на фоне русского пейзажа. На­пример, в стихотворении 1901 года «Вид­но дни золотые пришли...» он пишет:

Видно,   дни  золотые  пришли,

Все деревья стоят как в сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром  белая церковь  вдали

И близка и ясна очертаньем.

Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из рус­ских сказок, жилище ее — заколдованный терем, а герой — царевич, князь, жених. В поэзии А. Блока этих лет встречаются об­разы русской литературы, нередко в их ро­мантическом облике. Например, в стихо­творении «Ночь на Новый год» возникает образ Светланы, героини баллады В. Жу­ковского. Мир ранней поэзии А. Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрас­ной мечтой окутан образ России.

К постижению родины подлинной, да­лекой от чарующей сказки, поэт шел че­рез мотивы страшного фантастического мира. Именно в этот нереальный мир по­падает блоковский герой, уйдя от Пре­красной Дамы, выйдя из заповедного са­да своих ранних стихов в страшный мир природы, где звезды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, ржа­вых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косма­тые ведьмы, «твари весенние», чертеня­та, «больная русалка». Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители «всемирной пошлости», живые мертве­цы, как, например, в цикле стихов «Пляс­ки смерти». Наиболее известное сти­хотворение этого цикла «Ночь, улица, фонарь, аптека...», в котором самой ком­позицией подчеркнута полная безысход­ность, замкнутость жизни, очерченной страшным кругом. Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.

Так, в самом известном стихотворении «Незнакомка»,   надолго ставшем симво­лом поэзии А. Блока, лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, по­эзии, где все окутано дымкой тайны, а по­эт — хранитель этой тайны. Но он же не от­деляет себя и от низменного, пошлого ми­ра «испытанных остряков», бездушной и мертвенной природы, в которой самое поэтичное ее явление — луна на небе — превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвраще­нием лирического героя от мечты к реаль­ности. Страшный мир, созданный А. Бло­ком, — это тоже Россия, и высшее мужест­во поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

А. Блок предельно открыто выразил эту свою любовь-ненависть в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно...», на­писанном в 1914 году. В нем возникает крайне отвратительный, безмерно оттал­кивающий облик человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — это бес­пробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись, обманывает на этот грош своего ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические. И тем неожиданнее и сильнее звучит фи­нал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты  всех краев дороже  мне.

Одним из первых непосредственных об­ращений А. Блока к теме России как к Са­мостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь». Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково все ее пространство:

Русь    опоясана   реками

И дебрями    окружена

С болотами  и журавлями

И  смутным   взором   колдуна...

Россия в этом произведении как бы спя­щее заколдованное царство, и лиричес­кий герой проникается ее тайной, его жи­вая душа погружена в дремоту. Русь убаю­кала ее на своих просторах. Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», кото­рый создавался с 1907 по 1916 год. В этом цикле поэт обращается к самым различ­ным аспектам сложной и драматической темы. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка — ска­зочная княжна, которую отличает тради­ционный облик русской красавицы — статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, по­кинутый героем ради тревог и битв.

В этот цикл входит и стихотворение «На железной дороге», в чем-то перекликаю­щееся с некрасовским «Что ты жадно гля­дишь на дорогу...». Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже тради­ционно для русской поэзии.

Одно из наиболее известных стихотворе­ний этого цикла — «Россия» («Опять, как в годы золотые...»). В последних произве­дениях цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 го­да, и все яснее звучат мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущает­ся в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождем...», «Я не предал белое знамя...», «Коршун» и др. Однако тема тра­гического предвидения появилась еще в стихотворениях из цикла «Родина», напи­санных задолго до войны 1914 года и объе­диненных темой, обозначенной в назва­нии: «На поле Куликовом».

Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значитель­ных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принад­лежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено воз­вращение. Разгадка их еще впереди». Ку­ликовская битва имела не столько воен­ное, политическое значение, сколько ду­ховное. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России. Вот первое стихотворение из цикла «На поле Куликовом»:

Река раскинулась.  

Течет,  грустит лениво

И моет берега.

Над  скудной  глиной желтого   обрыва

В степи грустят стога.

О,   Русь моя! Жена моя!

До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли

Пронзил   нам   грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы — ночной и зарубежной —

Я не боюсь.

Пусть ночь.

Домчимся.  

Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли  сталь...

И вечный бой!

 Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

 И нет конца!

Мелькают версты,  кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь,   сердце,   плачь...

Покоя нет!

Степная кобылица

Несется  вскачь!

Стихотворение посвящено осмыслению исторической судьбы России.  И  судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стре­мительно мчащаяся степная кобылица. Воз­никает традиционное для поэзии осмыс­ление единства жизни людей и жизни при­роды. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»).

Этот мотив встречается и в других сти­хотворениях цикла «Родина»; например, в стихотворении «Петроградское небо му­тилось дождем...»: «В закатной дали были дымные тучи в крови». В стихотворении «Река раскинулась...» несколько раз меня­ется объект поэтической речи. Начинает­ся оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем зву­чит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показа­лось шокирующим — ведь А. Блок назы­вал свою страну «О, Русь моя! Жена моя!». Однако в этом нет поэтической вольности, а есть высшая степень единения лиричес­кого героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову «жена» символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к об­разу величавой жены.

И наконец, в финале стихотворения воз­никает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь...» В стихотворении А. Блок употребляет авторское «мы», размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стре­мительное движение — это движение к ги­бели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соот­ветствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Сначала она спо­койна, даже замедленна, затем темп стре­мительно нарастает, предложения дела­ются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами»). На­растают восклицательные интонации: в семи строфах стихотворения автор семь раз употребляет восклицательный знак. Поэтическая речь здесь предельно взвол­нованна. Это ощущение создается и сти­хотворным строем текста. Произведение написано разностопным ямбом, что при­дает ему особую динамичность и стреми­тельность, передает безудержный и страш­ный порыв, трагическое приближение к гибели.

Стихотворение А. Блока о России, про­звучавшее в те годы, когда страна неу­клонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутрен­ний драматизм, звучит сегодня удиви­тельно современно и являет нам образец мужественной и всевидящей сыновней преданности отечеству, воспринятой по­этом от лучших традиций русской классической литературы.

ng:�2p0l_ ��_ , смакование натуралистических подробнос­тей. Своеобразие Бунина в том, что духовное и физическое у него слиты в неразрывном единст­ве. Плотская любовь в сборнике «Темные аллеи» одухотворена большим человеческим чувством. Герои «Темных аллей» без боязни и оглядки бро­саются в ураган страсти. В этот краткий миг им дано постичь жизнь во всей ее полноте, после че­го иные сгорают без остатка («Галя Ганская», «Пароход «Саратов», «Генрих»), другие влачат обыденное существование, вспоминая как самое дорогое в жизни, посетившую их однажды боль­шую любовь («Руся», «Холодная осень»). Любовь в понимании Бунина требует от человека макси­мального напряжения духовных и физических сил. Потому она не может быть длительной: не­редко в этой любви, как уже сказано, один из ге­роев погибает.

 

Вот рассказ «Генрих». Писатель Глебов встре­тил замечательную по уму и красоте, тонкую и обаятельную женщину — переводчицу Генрих, но вскоре, после того как они испытали величай­шее счастье взаимной любви, она была неожи­данно и нелепо убита из ревности другим писа­телем — австрийцем. Герой другого рассказа — «Натали» — полюбил очаровательную девушку, и когда она, после целого ряда перипетий, стала его фактической женой, и он, казалось бы, до­стиг желанного счастья, ее настигла внезапная смерть от родов. В рассказе «В Париже» двое одиноких русских — женщина, работавшая в рес­торане, и бывший полковник, — встретившись случайно, нашли друг в друге счастье, но вскоре после их сближения полковник внезапно умирает в вагоне метро. И все же, несмотря на трагичес­кий исход, любовь воспринимается автором как величайшее счастье жизни, несравнимое ни с ка­кими другими земными радостями. Эпиграфом к таким произведениям можно взять слова Ната­ли из одноименного рассказа: «Разве бывает не­счастная любовь, разве самая скорбная музыка не дает счастья?».

В рассказе «Холодная осень» женщина, повест­вующая о своей жизни, потеряла в начале первой мировой войны горячо любимого человека. Вспо­миная много лет спустя последнюю встречу с ним, она приходит к выводу: «И это все, что было в мо­ей жизни, — остальное ненужный сон».

С наибольшим мастерством Бунин изображает первую любовь, зарождение любовной страсти. Особенно это касается юных героинь. В сходных ситуациях он раскрывает совершенно различные, неповторимые женские характеры. Таковы Муза, Руся, Натали, Гапя Ганская, Таня и другие героини из одноименных рассказов. Тридцать восемь но­велл сборника представляют великолепное раз­нообразие незабываемых женских образов. Ря­дом с этим соцветием мужские характеры менее разработаны, подчас лишь намечены и, как прави­ло, статичны. Они характеризуются, скорее, кос­венно, отраженно, в связи с физическим и психи­ческим обликом женщины, которую они любят. Даже тогда, когда в рассказе действует только «он», например, влюбленный офицер из рассказа «Пароход "Саратов"», застреливший вздорную красивую бабенку, все равно в памяти читателя остается «она» — «длинная, волнистая» и ее «го­лое колено в разрезе капота».

Внешняя событийная канва рассказа «Чистый понедельник» не отличается большой сложностью и вполне вписывается в тематику цикла «Темные аллеи». Действие происходит в 1913 году. Моло­дые люди, он и она (Бунин нигде не называет имен), познакомились однажды на лекции в лите­ратурно-художественном кружке и полюбили друг друга. Он распахнут в своем чувстве, она сдержи­вает влечение к нему. Их близость все-таки про­исходит, но, проведя всего лишь одну ночь вмес­те, влюбленные навсегда расстаются, ибо герои­ня в Чистый понедельник, то есть в первый день пред пасхального поста 1913 года, принимает окончательное решение уйти в монастырь, рас­ставшись со своим прошлым.

Одно из самых замечательных произведений Бу­нина 20-х годов XX века — повесть «Митина лю­бовь» переносит нас не только в предреволюцион­ную, но и в предвоенную Россию. Снова обращаясь к теме любви, писатель создает произведение, пронизанное глубоким трагизмом. Студент Митя, учащийся в Москве, со всей силой первого чувства полюбил Катю, студийку одной из столичных теат­ральных школ, горячо увлеченную своим искусст­вом. На лето Митя уезжает в имение матери и ждет писем от Кати, без которой не может жить и кото­рую ревнует к директору театральной школы. Му­чимый ревностью и подозрениями, тоскующий Ми­тя сходится при активном содействии старосты с крестьянкой Аленкой и в конце повести, потря­сенный тем разочарованием, которое ему принес­ло первое сближение с женщиной, а главное, пись­мом Кати, подтверждающим ее измену, стреляет­ся. «Митина любовь» — это новый этап творчества писателя, знаменующий глубокое и тонкое проник­новение в мир интимных, преимущественно лю­бовных переживаний героев.

В образе героинь бунинской прозы, в их духов­ных исканиях сосредоточены поиски ответа са­мого Бунина на вопрос о путях духовного спасе­ния и развития человека. Бунин показывает нам всю правду, как все и происходит, а не придумы­вает некие романтические истории с благопо­лучным концом.

Печать Просмотров: 8723
Версия для компьютеров