Русский характер Катерины («Гроза»)

Драма Островского «Гроза» выделяется из великого множества его пьес именно благода­ря Катерине. В драматургии очень редко случа­ется «живой» положительный герой. Как прави­ло, у автора достаточно красок для отрицатель­ных персонажей, а вот положительные всегда выходят примитивно-схематичными. Быть мо­жет, от того, что в этом мире так мало действи­тельно доброго. Катерина — главный персонаж драмы Островского — единственное, что есть хорошего в том мире, «темном царстве» ме­щанства, что окружает ее. Стремление ле­тать — вот основная непохожесть Катерины на тех людей, в чью ловушку она угодила благода­ря замужеству. Но, к сожалению, выход из нее был только один.

Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка нё получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом са­дилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как силь­но контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..

Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солн­це, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Ка­те то, что она жила в своих мечтах, обособлен­но от остального мира. Из всего существующе­го она выбирала только то, что не противоречи­ло ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка анге­лов в небе, и была для нее церковь местом, где все светло, где можно помечтать.

Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Кати сильно изме­нилась. Из свободного, радостного, возвышен­ного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости. Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по сво­ей воле: она вообще никого не любила и ей бы­ло все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувству­ет такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спо­койно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Катерина пытается найти свое счастье в люб­ви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голуб­чик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но ис­кренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыд­ница? Не с любовником прощаешься». В Кате­рине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодур­ства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И ког­да он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.

Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не демонстрировал свои мужские качества, как Паратов в «Бесприданнице», даже и не разгова­ривал с ней. Наверное, причина в том, что ей не­доставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно за­чахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элемен­тарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе.

По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувство­вала приближающийся конец и, наверное, дума­ла: «Сейчас или никогда». Она хотела насытить­ся любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Он — причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катери­на ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное, Катерину пугает стихия с тех пор, как стала думать о Борисе. Для ее чистой души даже мысль о любви к по­стороннему человеку — грех.

Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от не­го избавиться она считает покаяние. Она при­знается во всем мужу и Кабанихе. Такой посту­пок в наше время кажется очень странным, на­ивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — такова Катерина. Тихон про­стил жену, но простила ли она сама себя? Буду­чи очень религиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет в ней, Бог — ее совесть. Девушку му­чают два вопроса: как она вернется домой и бу­дет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Кате­рина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу — все равно... В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо...»

Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решитель­ный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений сове­сти. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с при­родой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.

Печать Просмотров: 11059
Версия для компьютеров