Сатирические образы помещиков

На сюжет, подсказанный Пушкиным, Гоголь пишет произведение, где, по его словам, «было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Вскоре Гоголь пони­мает, что вещь, им создаваемая, не под­ходит ни под одно определение литера­турного жанра. Следуя примеру Пушки­на — роман, но не в прозе — Гоголь окрестил «Мертвые души» поэмой, но не в стихах. Цензура запретила даже назва­ние — мертвых душ быть не может! А в поэме это понятие несет различную смысловую нагрузку: то означает умер­ших фактически, но еще юридически чис­лящихся в ревизских списках крестьян, то духовно омертвевших помещиков и чи­новников. В 1842 году поэма была все-та­ки опубликована, несмотря на запрет. По словам Герцена, «Мертвые души» по­трясли всю Россию».

Выход в свет поэмы вызвал еще боль­шую бурю, чем появление комедии «Ре­визор». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в разных персонажах нового произ­ведения Гоголя, реакционная критика злобно осудили и автора, и поэму, обви­няя автора в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским общест­вом. Прогрессивный лагерь, и среди них Белинский, считали, что сатира Гоголя — это сатира горячего патриота, который пламенно любил свой народ.

Гоголь был твердо уверен в великом бу­дущем страны, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, чтобы изменить облик России. Именно глубокая любовь к родине, чувство трево­ги за судьбы своего народа питали бес­пощадную сатиру Гоголя в изображении дворянско-крепостнического мира. Ни­колай Васильевич писал в своем дневни­ке: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Портретная галерея «Мертвых душ» от­крывается Маниловым. По натуре он обхо­дителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он ни­кому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово «ма­ниловщина» стало нарицательным. Пре­краснодушие — самая отличительная черта Манилова. Отношения между людьми ему представлялись всегда праздничными, без столкновений и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пустой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь «розовые очки». Это единственный помещик, который пода­рил «мертвые души» Чичикову. Следом за Маниловым Гоголь показы­вает Коробочку, одну из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набира­ют понемногу деньжонок в мешочки, раз­мещенные по ящикам комодов». Коро­бочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар. Поэтому Коро­бочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Чичиков называет Коробочку дубинного­ловой. Это определение вполне освеща­ет психологию помещицы, типичной представительницы дворянского крепо­стнического общества.

Типичен образ Ноздрева. Это человек «на все руки». Его увлекает пьяный раз­гул, буйное веселье, карточная игра. В его присутствии ни одно собрание не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Бол­товня, хвастовство, вранье — самые ти­пичные его черты. По оценке Чичикова Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстиш­ку нагадить ближнему».

Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, занимается хозяйственной деятель­ностью. Собакевич — кулак и хитрый прой­доха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Интересы Собакевича ограничены. Его цель жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Собакевича: стол, кресла, стулья — напоминали самого хозя­ина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя.

Галерею «мертвых душ» завершает Плюшкин, в котором мелочность, ничтож­ность и пошлость достигают предельного выражения. Скупость и страсть к накопи­тельству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В людях он видел только расхи­тителей его имущества. Сам Плюшкин от­казался от общества, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он вы­гнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами. В этой главе шире, чем в других, затраги­вается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тя­желой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упа­док всего крепостнического уклада жизни России наиболее реально отразился в описании поместья Плюшкина.

Образы Гоголя отличаются глубокой типизацией и являются правдивым обобщением общественных порядков. Писатель сам чувствовал общечело­веческую широту созданных им типов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выве­дется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом каф­тане». Гоголь нарисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепост­ного общества, лишенного элементар­ного представления о честности и об­щественном долге, опустошенного и ду­ховно мертвого.

Вся передовая, мыслящая Россия, чи­тая поэму, понимала ее название так, как понял Герцен: «Мертвые души» — это ужас и позор России». Высокую оценку Гоголю дали его современники. Позднее Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».

Главное свойство гоголевского дара особенно ярко проявляется в обрисов­ке характеров помещиков — это умение двумя, тремя чертами изобразить че­ловека.

Социальная почва, на которой процве­тали чичиковы, маниловы, собакевичи, ноздревы, давно разрушена. А зло бюро­кратизма, накопительства, лицемерия по-прежнему в человечестве неистреби­мо. Разящая сатира Гоголя необходима и нашему времени.

Важно, может быть, и другое. В произве­дении — пугающая картина разобщеннос­ти людей, их отчуждения от подлинного смысла жизни. Человек потерял человече­ское лицо. А это уже не смешно, а страшно. «Мертвые души» помещиков окончательно утратили способность по-настоящему ви­деть, слышать, думать. Их поведение меха­ническое, заданное раз и навсегда, подчи­нено единственной цели — приобретать, чтобы «спать» наяву. Это духовная смерть! Страстное желание Гоголя пробудить сон­ное человеческое сознание созвучно лю­бой эпохе застоя.

«Мертвые души» — произведение нова­торское, смело развивающее традиции русской литературы. Все свои помыслы писатель отдавал народу, он видел воз­рождение России в уничтожении празд­ной касты тунеядцев, имя которым — дворяне-крепостники. В этом величие литературного подвига Гоголя.

Печать Просмотров: 6443
Версия для компьютеров