Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Гоголь создавал свои произведения в тех исторических условиях, которые сложились в России после неудачи первого революционного выступле­ния — восстания декабристов 1825 го­да. Новая общественно-политическая обстановка поставила перед деятеля­ми русской общественной мысли и ли­тературы новые задачи, которые нашли глубокое отражение в творчестве Гого­ля. Обратившись к важнейшим общест­венным проблемам своего времени, пи­сатель пошел дальше по пути реализма, который был открыт Пушкиным и Грибо­едовым. Развивая принципы критичес­кого реализма, Гоголь стал одним из ве­личайших представителей этого на­правления в русской литературе. Как отмечает Белинский, «Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую дей­ствительность».

Одной из основных тем в творчестве Гоголя является жизнь русского поме­щичьего класса, русского дворянства как господствующего сословия, его судьба и роль в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя явля­ется сатира. В образах помещиков от­ражается процесс постепенной дегра­дации этого класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя ок­рашена иронией и «бьет прямо в лоб». Ирония помогла писателю говорить о том, о чем говорить в цензурных усло­виях было невозможно. Смех Гоголя ка­жется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Ирония — ха­рактерный элемент гоголевской сати­ры. Она присутствует не только в автор­ской речи, но и в речи персонажей. Иро­ния — одна из существенных примет поэтики Гоголя — придает повествова­нию больший реализм, став художест­венным средством критического анали­за действительности.

В крупнейшем произведении Гого­ля — поэме «Мертвые души» образы помещиков даны наиболее полно и многогранно. Поэма построена как история похождений Чичикова, чинов­ника, скупающего «мертвые души». Композиция поэмы позволила автору

рассказать о разных помещиках и их деревнях. Характеристике различных типов русских помещиков посвящена почти половина первого тома поэмы (пять глав из одиннадцати). Гоголь со­здает пять характеров, пять портре­тов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.

Наше знакомство начинается с Мани­лова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения чело­веческой личности, развертывается все более страшная картина разложе­ния крепостнического общества.

Открывает портретную галерею по­мещиков Манилов. Уже в самой фами­лии проявляется его характер. Описа­ние начинается с картины деревни Маниловки, которая «не многих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с претензией на «аглицкий сад с заросшим прудом», жиденькими кус­тиками и с бледной надписью: «Храм уединенного размышления». Говоря о Манилове, автор восклицает: «Один Бог разве мог сказать, какой был ха­рактер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это при­няло у него уродливые формы. Мани­лов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идилли­ческими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реаль­ность подменяется у него пустой фан­тазией. Он любит поразмышлять и по­мечтать, при этом иногда даже о ве­щах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах кре­стьян он не знает и никогда не думает. Манилов мнит себя носителем духов­ной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим челове­ком. Иронично автор высказывается об обстановке дома Манилова, в кото­ром «вечно чего-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивается со слишком умным министром. Здесь ирония Го­голя как бы нечаянно вторгается в за­претную область. Сравнение Манило­ва с министром означает, что послед­ний не так уж и отличается от этого по­мещика, а «маниловщина» — типичное явление этого пошлого мира.

Третья глава поэмы посвящена обра­зу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех «небольших помещиц, ко­торые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а меж­ду тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещен­ные по ящикам комода». Эти деньжон­ки получаются от продажи самых раз­нообразных продуктов натурального хозяйства. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров со­глашается продать такой необычный товар, как мертвые души. Ироничен автор в описании диалога Чичикова и Коробочки. «Дубинноголовая» поме­щица долго не может понять, что от нее хотят, выводит Чичикова из себя, а потом долго торгуется, боясь «лишь бы не прогадать». Кругозор и интере­сы Коробочки не выходят за пределы ее усадьбы. Хозяйство и весь ее быт носят патриархальный характер.

Совершенно иную форму разложения дворянского сословия Гоголь рисует в образе Ноздрева (IV глава). Это ти­пичный человек «на все руки». В его ли­це было что-то открытое, прямое, уда­лое. Для него характерна своеобраз­ная «широта натуры». Как иронично отмечает автор, «Ноздрев был в неко­тором отношении исторический чело­век». Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без историй! Ноздрев с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, обыгрывает на ярмарке простака и тут же «проса­живает» все деньги. Ноздрев — мастер «лить пули», он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Ноздрев везде ведет себя вызывающе, даже агрес­сивно. Речь героя насыщена бранными словами, при этом он имеет страстиш­ку «нагадить ближнему». В образе Ноздрева Гоголь создал новый в русской литературе социально-психологичес­кий тип «ноздревщины».

При описании Собакевича сатира ав­тора приобретает более обличитель­ный характер (V глава поэмы). Он мало похож на предыдущих помещиков это «помещик-кулак», хитрый, прижимистый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, буйному сума­сбродству Ноздрева, накопительству Коробочки. Он немногословен, обла­дает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым уда­лось бы его обмануть. Все у него проч­но и крепко. Гоголь находит отражение характера человека во всех окружаю­щих вещах его быта. В доме Собакевича все удивительно напоминало его са­мого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич». Гоголь рисует фигуру, поражающую своей грубостью. Чичикову он показался весьма похо­жим «на средней величины медведя». Собакевич — циник, не стыдящийся морального уродства ни в себе, ни в других. Это человек, далекий от про­свещения, твердолобый крепостник, заботящийся о крестьянах только как о рабочей силе. Характерно, что, кроме Собакевича, никто не понимал сущнос­ти «негодяя» Чичикова, а он прекрасно понял сущность предложения, которое отражает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего следует из­влечь выгоду.

VI глава поэмы посвящена Плюшкину, имя которого стало нарицательным для обозначения скупости и моральной деградации. Этот образ становится по­следней ступенью в вырождении поме­щичьего класса. Знакомство читателя с персонажем Гоголь начинает, как обычно, с описания деревни и усадьбы помещика. На всех строениях была за­метна «какая-то особенная ветхость». Писатель рисует картину полнейшего разорения когда-то богатого помещи­чьего хозяйства. Причиной этого явля­ется не мотовство и безделье помещи­ка, а болезненная скупость. Это злая сатира на помещика, ставшего «проре­хой на человечестве». Сам хозяин — бесполое существо, напоминающее ключницу. Этот герой не вызывает сме­ха, а только горькое сожаление.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в «Мертвых душах», разно­сторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Мани­лов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин — все это различные формы одного явления — экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.


Печать Просмотров: 23986
Версия для компьютеров