Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоев­ского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя по­сле совершения им преступления, об от­чуждении Родиона Раскольникова от все­го мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга.

Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать пол­ноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистничес­ким идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осо­знаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг челове­ческий характер, с какой точностью пове­дал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Пре­ступлении и наказании» много других дей­ствующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Ар­кадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной люб­ви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исст­радавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопере­живать ему, мучиться вместе с ним, спас­ли Раскольникова. Да, Соня — «блудни­ца», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полно­стью раздавленного нищетой и собствен­ным бессилием что-то изменить в жизни отца.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рас­суждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцати­летняя девушка, все образование кото­рой — «несколько, книг содержания роман­тического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смире­ние Сони бунту Раскольникова. Впоследст­вии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и ма­чеху Катерину Ивановну с ее тремя малень­кими детьми, мы видим лишь в нескольких сценах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Рас­кольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовал в свою «наполе­оновскую» теорию. Родион находится в ка­ком-то лихорадочном состоянии: окружа­ющий мир для него существует, но как бы нереален: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсег­датай распивочной. Но, поначалу невни­мательно слушая монолог Семена Захарыча, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и со­чувствием. Этот грязный, утративший вся­кое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и выпрашивающий у дочери-прости­тутки денег на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Се­мене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то че­ловеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его на­стоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказа­но было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще счи­тает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть го­лодных детей и чахоточную Катерину Ива­новну, в запальчивости он кричит: «Я при­рожденный скот!»

Мармеладов — слабый, безвольный че­ловек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувство­вать чужую боль и несправедливость. Ду­ша его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Он любит жену и ее маленьких детей. Особен­но трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что по­сле его смерти в кармане у ее мужа на­шли мятного петушка. Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному челове­ку: всего-то чтобы его выслушали без на­смешки и хотя бы попытались понять. Со­ня смогла понять убийцу Раскольникова, значит, и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере со­страдания.

Совсем другой человек Катерина Иванов­на. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житей­ских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утеше­ние в молитвах, в Библии, а ее отец хоть не­надолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется на­стоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она стал­кивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает к реши­тельный действиям, что ведет к непонима­нию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, что­бы читатель почувствовал ту душную, тес­ную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого сто­летия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и те­ория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург До­стоевского». В «Преступлении и наказа­нии» «Петербург Достоевского» — это уве­селительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелоч­ные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...», комнаты-«гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако ее роль не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия Родиона Раскольникова. Ф. М. Достоев­ский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых чи­татель ясно видит Достоевского-гуманис­та с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Печать Просмотров: 23576
Версия для компьютеров