Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как политическая сатира

Салтыков-Щедрин - один из вели­чайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за освобож­дение русского народа, критикуя в сво­их произведениях самодержавие и крепостничество, а после реформы 1861 года - пережитки крепостного права, оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долго­терпение,  рабскую психологию.

Понимая, что изменить жизнь может только народ, Щедрин старается раз­будить самосознание народа, зовет его на борьбу. Во всем блеске рас­крылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный смысл произведения от цензуры. Мно­гие сказки Щедрина имеют политичес­кий подтекст: автор критиковал пара­зитизм дворянства, чиновников - всех тех, кто живет народным трудом.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин изображает двух чиновников, которые попали на необитаемый ост­ров. Два крупных чиновника всю свою жизнь прослужили в регистратуре, ко­торую потом «за ненадобностью упра­зднили». Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, без­дельники так и пропали бы с голоду, хотя на острове было множество пло­дов, рыбы и всякой живности. Насы­тившись, генералы вновь приобрета­ют уверенность в себе. «Вишь, как хо­рошо генералом быть», - говорит один из них.

В этой сказке Щедрин изобличает па­разитизм, полную неспособность лю­дей, которые давно отвыкли от труда, просто существовать. Генералам не приходит в голову, что эксплуатиро­вать мужика - это позорно и безнрав­ственно, они полностью уверены в сво­ем праве, что на них должен кто-то ра­ботать.

Щедрин пишет: «Вернувшись обрат­но в Петербург, генералы денег за­гребли, но и мужика не забыли: высла­ли ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись,  мужичина».

С такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на воеводстве». Лёв в свое дальнее воеводство посылает Топты­гиных для усмирения «внутреннего су­постата». Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем воеводстве. Первый и второй воеводы занимались разного рода злодеяниями: первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у кресть­ян корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Тре­тий же Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики много лет при­сылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в концё концов, лопнуло терпение мужиков, и они расправи­лись с воеводой.

Щедрин показал, что недовольство народа обусловлено не только произ­волом наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.

Щедрин изобличал пороки само­державия и в других своих сказках. В сказке «Орел-меценат» писатель показал отношение верхов к искусст­ву, науке и просвещению. Он делает один вывод: «орлы для просвещения не нужны».

В сказке «Премудрый пескарь» Щед­рин высмеивает мещанство («жил дрожал и помирал дрожал»). Осужда­ет автор и идеалистов-утопистов (сказка «Карась-идеалист»). Писатель утверждает, что не словами, а реши­тельными действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это должен сам народ.

Народ в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен, обладает жи­тейской смекалкой. Мужик делает из собственных волос невод и лодку в сказке о генералах. Писатель с горе­чью утверждает, что народ своими ру­ками «вьет веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели».

Свой стиль Щедрин называет эзо­повским: в каждой сказке присутству­ет подтекст, различные иносказания. Тесно связаны сказки Щедрина с на­родным творчеством: писатель часто употребляет народные пословицы и выражения.

Литературное наследие Щедрина со­ставляет не только политическая сати­ра. Даже самые злободневные произ­ведения писателя созданы с таким ма­стерством, что по праву принадлежат не только прошлому, но и настоящему, и будущему.

Печать Просмотров: 6565
Версия для компьютеров