«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры

Великая литература никогда не утра­чивает своей свежести и красоты. Са­мой суровой проверкой художествен­ной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениального «Слова о полку Игореве», но это древнее творе­ние и сейчас привлекает читателей, по­этов и ученых, возбуждая творческую и научную мысль.

Честь первооткрывателя «Слова» при­надлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину: драгоценная рукопись была им найдена в XVIII веке в одном из монастырей. Тогда же был сделан пер­вый перевод. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, и до нас дошел лишь Екатерининский список.

«Слово» повествует о походе на по­ловцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах XII века в связи с участившимися половецкими набега­ми на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинст­венных кочевников. В начале 80-х годов киевский князь Святослав Всеволодо­вич, объединив русские дружины, могу­чим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей. Игорь в этом походе не участвовал и совершил свой поход через год в 1185 году. Превосхо­дящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли князя в плен. Игорь, по существу, сам «отворил воро­та» кочевникам на Русь'.

«Слово» состоит из вступления, трех частей и концовки. Во вступлении ав­тор вспоминает вещего певца Бояна (здесь — поэт), который прославлял во­инские подвиги русских князей. Созда­тель же «Слова» хочет поведать людям суровую правду. Первая часть «Сло­ва» — рассказ о походе Игоря. Вторая часть переносит читателя в Киев. Киев­ский князь Святослав, умудренный опытом полководец и государственный деятель, осуждает своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: «Бу­дем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами по­делим». Великое горе принес их поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению. Цен­тральный эпизод третьей части «Сло­ва» — плач Ярославны, жены Игоря. Она обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на род­ную землю. Будто услышав ее мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Финал поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержа­ние произведения.

Что представляют собой герои поэмы? Игорь Новгород-Северский — смелый, благородный человек и неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Воинская честь и чувство долга не позволяют ему оставить в беде свое­го брата Всеволода. Выручая его, Игорь и попадает в плен. Отважный Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене-красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор вос­хищается подвигами князей, он осужда­ет их за легкомыслие и жажду славы. Но он утверждает, что Игорь нужен отечест­ву: «Тяжко тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и Русской земле без Игоря». Вот почему «Слово» заканчивается провозглашением славы Игорю, осознавшему и тяжело пережив­шему свою роковую ошибку.

Безупречен положительный герой «Слова» — киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, что во имя ро­дины все распри и личные обиды долж­ны быть забыты, все силы должны быть объединены для борьбы с внешним вра­гом. Трогателен образ жены Игоря — Ярославны. В ее плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чью мир­ную жизнь, счастье и любовь разрушила война. Особое место в «Слове» занима­ет собирательный образ дружины. Она сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину «русским золотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это «богатство».

Еще один образ — величественный образ Руси. Это и родная природа, и русские люди, и созданные их трудом города и села. Все произведение про­никнутоидеей государственного един­ства Русской земли.

Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове», соот­ветствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными сред­ствами устной народной поэзии. Поис­тине «Слово» представляет величайшую ценность как памятник древнерусской культуры.

Печать Просмотров: 11797
Версия для компьютеров