Смысл названия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

От своего отца, участника заграничных походов русской армии во время Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного до­стоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иност­ранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В 19 лет он покидает уни­верситет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвя­тить себя улучшению жизни крестьян. Начинается пора исканий Толстым цели в жизни. Он то соби­рается ехать в Сибирь, то отправляется сначала в Москву, затем в Петербург; то решает поступить в Конногвардейский полк... В эти же годы Л. Тол­стой серьезно занимается музыкой, педагогикой, философией. В мучительных поисках приходит Толстой к главному делу своей жизни — литера­турному творчеству. Всего великий писатель со­здал свыше 200 произведений, в том числе ро­ман-эпопею «Война и мир». По мнению И. С. Тур­генева, «ничего лучшего у нас никогда не было написано никем». Достаточно заметить, что текст романа переписывался 7 раз, его композиция по­ражает своей сложностью и стройностью.

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пере­смотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного само­ совершенствования.

На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX ве­ка) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

Тематику произведения образуют три круга во­просов: проблемы народа, дворянской общест­венности и личной жизни человека, определяе­мой этическими нормами. Главным художествен­ным приемом, которым пользуется писатель, становится антитеза. Этот прием является стерж­нем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачаль­ники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом де­ле это противопоставление заложено уже в самом названии романа: «Война и мир».

Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что слово «мир» до революции имело другое буквенное обозначение звука [и] — i     десятеричное, и слово писалось «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно много­значно. Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя,
состояния, противоположного войне. В романе это слово несет много значений, освещает важ­ные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Эпическое начало в романе «Война и мир» неви­димыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Точно также слово «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственны­ми барьерами. Понятие «мир» фигурирует и рас­крывается в эпопее в своих разнообразных значе­ниях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, за­теявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые в отличие от бранной жизни так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным чело­веком» и так досаждают ему, когда Он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком ми­ре». Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находил­ся: на войне или в мирной жизни.

Но мир — это и весь свет, вселенная. О нем гово­рит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир — это братство людей неза­висимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев.

Изучение человеческого сознания, процесс са­монаблюдения позволили Толстому стать глубо­ким психологом. В созданных им образах, осо­бенно в образах главных героев романа, обнажа­ется внутренняя жизнь человека — сложный противоречивый процесс, обычно скрытый от по­сторонних глаз. Толстой, по словам Н. Г. Черны­шевского, раскрывает «диалектику человеческой души», т. е. «едва уловимые явления внутренней жизни», сменяющиеся одно другим с чрезвычай­ной быстротой...

Мир и война идут рядом, переплетаются, взаи­мопроникают и обусловливают друг друга. В об­щей концепции романа мир отрицает войну, пото­му что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому ра­достное проявление личности. А содержание и свойства войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей, ненависть и враждеб­ность, отстаивание своих корыстных интересов, это самоутверждение своего эгоистического «я», — несущие другим разрушение, горе, смерть. Ужас смерти сотен людей на плотине во время от­ступления русской армии после Аустерлица по­трясает, тем более что Толстой сравнивает весь этот ужас с мирными картинами, с видом той же плотины в другое время, когда здесь сиживал ста­ричок-мельник с удочками, а его внук, засучив ру­кава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу.

Страшный итог Бородинского сражения рисует­ся в следующей картине: «Несколько десятков ты­сяч человек лежали мертвыми в разных положе­ния на полях и лугах... на которых сотни лет одно­временно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского». Здесь ужас убийства на войне стано­вится ясен Ростову, когда он видит «комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубы­ми глазами».

Рассказать правду о войне, заключает Тол­стой, очень трудно. И здесь писатель выступил новатором, правдиво показав человека на войне. Он первым открыл героику войны, одновременно представив войну как будничное дело и как ис­пытание всех душевных сил человека. И неиз­бежно случилось так, что носителями подлинно­го героизма явились простые, скромные люди, такие как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; «грешница» Наташа, добившаяся вы­деления транспорта для русских раненых; гене­рал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов.

Само сочетание «война и мир» было не ново в рус­ской литературе. В частности, оно употреблялось в трагедии  А. С. Пушкина « Борис Годунов » :

Описывай, не мудрствуя лукаво,  

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса.

Толстой, как и Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную категорию.

Проблемы, поднятые в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Этот роман, по словам Горького, — «документальное изложе­ние всех исканий, которые предприняла в 19 веке личность сильная в целях найти себе в истории России место и дело...»

Печать Просмотров: 36422
Версия для компьютеров