Сочинение на тему: Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина

Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве осно­вополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумыва­ется о смысле жизни, о непрерывной смене времен и по­колений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни...

В ранних произведениях прослеживается гедонисти­ческое мировоззрение молодого поэта:

...Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай.

(«Гроб Анакреона») 

Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетне­го Пушкина. Но в годы ссылки поэт проникается настро­ением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчужденность героя от мира, неприятие им жизни «про­стых смертных», желание быть исключительным, пред­назначенным для великих дел:

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья...

(Погасло дневное светило)

В конце 20-х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути:

Мой путь уныл.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

( «Элегия» )

Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию! В том же стихо­творении А. С. Пушкин уверенно говорит: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Позже другое светило русской литературы — Ф. М. Достоевский — произнесет крылатую фразу: «Только страдания делают человека человеком».

Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее:

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных» )

Очень важное место среди философских мотивов лири­ки А. С. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматри­вает он ее под очень разными углами:

Ты царь: живи один.

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум...

Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении «Поэту». Эта свобода заключается в отречении от непо­нимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точ­ку зрения до анархических ноток и в стихотворении «Из Пиндемонти»:

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно?

Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать...

Но как меняется тон поэта в произведении «Вольность»! Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая по­зиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок...

Здесь же он утверждает такой актуальный поныне по­литический канон, как верховенство права:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с

Вольностью святой

Законов мощных сочетанье <...>

Владыки!

Вам венец и трон

Дает Закон — а не природа...

Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негоду­ет, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молча­ливой покорностью масс:

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь...

(Свободы сеятель пустынный...)

Как видим, творчество Пушкина исключительно бо­гато философскими мотивами. В стихотворениях разных

периодов прослеживается творческое и мировоззренчес­кое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день.

 

Печать Просмотров: 17331
Версия для компьютеров