Сочинение на тему: Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого

Лев Николаевич Толстой — это писатель, который смог, описывая современную ему эпоху, проникнуть глу­боко в причины всех явлений и понять характер причинноследственных связей между ними. Все творчество Толсто­го проникнуто глубочайшим психологизмом; рассказывая о биографиях и поступках героев, характеризуя свойства их личностей, писатель старается не просто предложить читателю портрет того или иного человека — он раскры­вает перед нами суть, изнанку, подноготную каждого от­дельного персонажа. Внутренний мир каждого героя — как главного, так и второстепенного — раскрывается автором через поступки, высказывания, действия. Отсюда и ос­новательность, целостность персонажей произведений Л. Н. Толстого.

Автор всегда старается анализировать мотивацию поступков каждого героя. Например, в трилогии «Дет­ство. Отрочество. Юность» главный герой занимается самонаблюдением — и с помощью этого приема автор раскрывает читателю причинно-следственные связи меж­ду мыслями, принципами, убеждениями Николеньки и его поступками. Благодаря возможности показать, про­демонстрировать читателю душевные переживания героя, автор добивается максимально объемной характеристики персонажа. Внутренний мир персонажей Толстого всег­да неоднозначен, писатель не стремится к однозначности и лаконичности созданных им характеров и образов. Ду­шевные метания, переживания, внутренние диалоги — это те инструменты, которые помогают автору передавать всю многоплановость художественных образов в каждом из произведений. В отличие от персонажей Ф. М. Досто­евского, которые живут в тусклом, недружелюбном, враждебно настроенном мире, персонажи произведений Л. Н. Толстого органично вписываются в объемный, раз­ноплановый, пестрый мир, который их окружает.

Основной принцип, которым Толстой руководствуется в процессе создания художественного образа — это несов­падение внутреннего наполнения с его внешним выраже­нием. Красивые, идеальные внешне персонажи часто ока­зываются бездушными и циничными, а некрасивые, не­уклюжие люди — благодетельными и душевно богатыми. Эту ситуацию мы видим на примере Вронского и Каре­нина в романе «Анна Каренина», Элен и княжны Марьи в романе «Война и мир». Для того, чтобы лучше, четче, образнее передать настроение героев, автор часто исполь­зует один из своих излюбленных приемов — добавляет как можно больше бытовых деталей, описаний, неболь­ших штрихов. Показательна, например, деталь, с какой Толстой обрисовывает отношения в семье Берг (мужа и жены, старшей дочери Ростовых): поцелуй осуществля­ется — именно осуществляется! —таким образом, чтобы не был помят новый кружевной воротничок жены. Тол­стой как бы подсказывает читателю: о каких чувствах можно говорить? Эта семья построена не на чувстве, а на взаимовыгоде и расчете. Такого рода зарисовки по­могают добиться более емкого отражения тех пережива­ний и настроений, которые доминируют в том или ином эпизоде произведения.

Именно благодаря умению образно и объемно переда­вать не только внешний вид героя, но и его внутренний мир, Л. Н. Толстой навсегда вошел в когорту классиков русской литературы.

Печать Просмотров: 15729
Версия для компьютеров