Сочинение на тему: Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

В произведении Антона Павловича Чехова «Виш­невый сад» перед нами раскрываются такие человечес­кие качества, как холодный расчет и его, казалось бы, антагонист — ярко выраженный (но не всегда искренний) альтруизм. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, который представляет собой семейную ценность семьи Раневских, неразрывно связанную с прошлыми поколе­ниями. Варя же, напротив, желает сохранить его ради душевного спокойствия Любови Андреевны, которая ас­социирует поместье и прилегающий к нему сад с безвоз­вратно ушедшими временами своей молодости, а также с памятью о судьбе живших здесь предков.

Все кажется предельно ясным: Варя — положитель­ный персонаж, Лопахин — отрицательный. Согласно по­верхностному впечатлению, которое складывается при первой же попытке «оценить» ту атмосферу, которой «живет и дышит» каждый из вышеупомянутых персо­нажей, читателю может показаться, что Варя — пример ярко выраженного альтруиста.

Она привыкла «носить» образ человека, который со­вершенно бескорыстно и, казалось бы, получая от этого искреннее удовольствие, проявляет заботу о каждом мало-мальски знакомом человеке. Лопахин же — персонаж за­ведомо отрицательный, с искаженной системой личност­ных ценностей, собственными поступками подчеркиваю­щий такие качества своего характера, как цинизм, жесто­косердие, «зацикленность» на материальных ценностях. За что тогда, казалось бы, такие абсолютно разные люди симпатизируют друг другу?

Ответ на этот вопрос ярко иллюстрирует случай с про­хожим. Реакция Вари, такой «добродетельной» девушки, нелогична и противоестественна для нее: «Дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой?» Значит, если че­ловек ходит в потасканной фуражке и выглядит слегка пьяным, то он уже не является человеком, нуждающимся в еде? Этот эпизод раскрывает истинную сущность Вари, возникает подозрение в неискренности ее заботы о дру­гих, в преследовании личных интересов.

Такие, как выясняется, изначально схожие характеры с ярко выраженным предпринимательским началом, где в основе всех поступков и помыслов лежит стремление к собственной выгоде и удовлетворению личных амбиций («Я купил имение, где дед и отец были рабами»), все же не могут быть вместе (ведь Лопахин так и не делает пред­ложение Варе). И Варя, и Лопахин слишком самолюби­вы, чтобы создать семью, в которой неизбежно придется заботиться об интересах другого человека. Могут ли ка­кие-либо материальные ценности (дом, сад или что-либо другое) оцениваться настолько высоко, чтобы человек ради  них   смог  пожертвовать   духовными   потребностями близких ему людей, их отношением и вниманием, и начать новую жизнь, полную гордости, самодовольства и эгоизма? На этот вопрос и пытается найти ответ каж­дый человек, открывающий для себя мир чеховских пер­сонажей.

Печать Просмотров: 14676
Версия для компьютеров