Сочинение на тему: Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Каждый народ, как и отдельно взятый человек, обла­дает своим характером. Русский национальный характер сформировался в процессе мирного труда землепашца, освоения новых земель исследователем, защиты своего Отечества воином.

В галерею образов истинных русских характеров мы можем отнести Евгения Онегина из одноименного романа А. С. Пушкина, Печорина из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Андрея Болконского и Пьера Безухова из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого, Григория Мелехова из романа «Тихий Дон» А. Шолохова... Этот список не имеет конца, как не имеет своего конца все­объемлющая, духовно богатая своими темами и образами русская литература, и по сей день вдохновляющая чело­вечество на подвиг созидания.

Все эти герои, такие разные, обладают единственным общим свойством характера: своеобразным стержнем, цельностью своей личности, непокорной и несломленной.

Можно ли отнести главного героя повести Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» к славной когорте лучших образов русской литературы? Несомненно, да.

Сначала нам кажется, что главный герой повести — простой русский человек, ничем не примечательный. В лагере, где он находится, таких «зэков» много. Эти люди не совершили ничего предосудительного: баптис­ты пострадали за свою веру, а большое количество нахо­дящихся в зоне — бывшие пленные, отбывают срок как предатели, хотя их вина лишь в том, что они в огне войны остались живы и попали в руки к неприятелю. Многие из них после освобождения из фашистских концлагерей по­пали в «архипелаг ГУЛаг».

Иван Денисович на первый взгляд такой же обыкно­венный лагерник, которому даже следователь, ведущий дело бывшего пленного об измене Родине, не смог приду­мать, на какую разведку работал его подследственный... И вот уже 8 лет Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит все страдания, однако сохраняет внутреннее до­стоинство. На фоне тягучей трясины лагерной жизни мы видим, что цельность характера Ивана Денисовича не рушится: он не унижается из-за пайки или сигареты, не доносит на товарищей, чтобы облегчить свою участь в лагере. Иван Денисович — порядочный человек: даже тогда, когда болен, чувствует себя виновато, «совестливо, будто зарясь на чужое». «Во что... Николай Семеныч... я вроде это... болен...», — говорит он в санчасти.

Кроме этого, яркий, надежный характер героя прояв­ляется и в работе. Иван Денисович владеет разными про­фессиональными навыками: он и плотник, и печник, и каменщик... Азарт работы как истинно русского человека захватывает Ивана Денисовича. Для него подневольный труд становится духовным выходом на волю, спасением от одиночества и страданий, работа дает удовлетворение и позитивные эмоции, так необходимые любому «зэку».

Суровая правда жизни, от которой содрогается все ес­тество свободного человека, подана через восприятие глав­ного героя. По-будничному просто звучит каждая строка повествования о лагерной жизни, а контраст размерен­ности рассказа и трагических сцен приводит читателя к страшному потрясению чудовищностью тоталитарной системы, которая ломала, но так и не сломала русского человека. Душу нельзя лишить свободы, сделать ее плен­ницей.

Через страдания к очищению и праведному пути идут в герои русских писателей всех времен. После Аустерли­ца Андрей Болконский понимает и принимает простой и необъятный мир, как это спокойное голубое небо. Нахо­дит свою жизненную правду у ворот родного дома рядом с сыном Григорий Мелехов. Притягательным стало уми­ротворение дома Турбиных для всех его обитателей.

Находит и свое нравственное величие, духовную сво­боду «не по лжи» Иван Денисович.

Никакие эпохальные трагедии не могут поработить сильных духом людей, выстоявших в тяжелых услови­ях. Именно такие, как Иван Денисович, не сломались и не дали сгинуть Отечеству. Они же и дают надежду, что рудименты тоталитаризма исчезнут навсегда из истории России.

Печать Просмотров: 25144
Версия для компьютеров