Сочинение на тему: Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

В 1902 году М. Горький создает свою вторую пьесу «На дне». В ней писатель вновь обратился, как и в рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел дра­матурга не сводится к изображению людей «дна», искале­ченных общественным строем. Пьеса является страстным и взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью.

Читая пьесу, мы оказываемся в «подвале, похожем на пещеру». Обитатели ночлежки Костылева — не самые опустившиеся нищие: у этих людей есть еще деньги за­платить за нары.

В разговорах звучат признания, кто и как опус­тился в этот подвал. Барон проворовался на службе, потом — тюрьма, потом — подвал Костылева. Сатин в гневе убил обидчика сестры, потом — каторга, потом — подвал Костылева. Клещ не выдержал конкуренции, ра­зорился, лишился мастерской и жилья, потом — подвал Костылева. Не нашли себе пристанища и работы Татарин и Кривой Зоб. Из подвала не выходил «вор, воров сын» Васька Пепел. В ночлежке судьба свела бывших: бывше­го слесаря и бывшего барона, бывшего актера и бывшего крючника. Никто не смог вернуться к прежнему состоя­нию и месту в жизни.

В чем же состоит настоящая правда жизни, к которой должен стремиться человек? Этот вопрос обнаженно и ост­ро встает в пьесе, и на него по-разному отвечают различ­ные персонажи: Сатин, Лука, Костылев, Клещ, Настя и другие. Противоположные точки зрения в ответе на этот вопрос выражают Лука и Сатин.

У Луки свое отношение к человеку. Он всех успокаи­вает, утешает, каждому дарит надежду. «Человека надо жалеть», считает Лука. Тяжело больную, умирающую Анну он уверяет, что на том свете ее ждет жизнь без стра­даний. Страдающего алкоголизмом Актера Лука застав­ляет поверить, что есть лечебница для алкоголиков; вору Пеплу он сулит светлую жизнь в Сибири. Да, в некоторых ситуациях утешительная ложь Луки необходима. Нужна ли правда безнадежно больной Анне, доживающей свои последние часы? Можно ли сказать человеку, что его дни сочтены?

Но с другой стороны, каждый из обитателей ноч­лежки мечтает вырваться из лап Костылева, обрести свое счастье. А может, нужно сказать человеку правду и заставить его бороться за лучшую жизнь? Утешающая же ложь Луки разоружает людей перед жизнью, несет им духовную гибель. Исчезновение старика пробуждает в душе обитателей ночлежки беспокойство: как, чем жить? Утешения Луки дают надежду «сейчас», но со­крушают позже. Так наркоз снимает ощущение боли во время операции, но боль возвращается уже в палате. По­этому все, кого Лука наделил своим благодетельным сло­вом и кто поверил старцу, потрясены открывающимся им снова страданием и гибнут.

Поясняя философскую сущность пьесы «На дне», Горький писал: «Основной вопрос, который хотел я пос­тавить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъектив­ный, а общефилософский».

Антиподом Луки с его утешительными идеями вы­ступает в пьесе Сатин. Он шулер, человек опустившийся и ожесточившийся, как все обитатели ночлежки. В фило­софии Луки Сатину дорога его любовь к человеку, но не­приемлема «утешающая ложь», с помощью которой Лука пытается лечить душевные раны. Для Сатина «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит...гор-до!». Монолог Сатина — лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, он должен оставаться человеком. Провозглашая гордое стремление утвердить человека в его правах, Сатин как бы подводит итог ис­каниям правды обитателями ночлежки. Слова Сатина проникнуты верой в творчество человека, в его разум и могущество.

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в наше время. Прежде всего, писатель предупреждает нас об опасности жить иллюзиями. Особенно важен момент самосознания тех, кто привык к бездумному стихийному состоянию. Не стареет и священна для Горького потребность пробудить личность, ее способности к размышлению, к вере в свои силы и возможности, ибо все достойное на земле — дело человеческих «рук и мозга».

Печать Просмотров: 28725
Версия для компьютеров