Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. «Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «...слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие... Лоб поражал своей малой вы­шиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен. Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. «Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)... Что вы мне жить не даете?»

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное,  а также главный принцип

создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы. Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Печать Просмотров: 29554
Версия для компьютеров