Сочинение на тему: Стихотворение Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия...»): восприятие, истолкование, оценка

Стихотворение «Молитва» — истинный шедевр поэти­ческого гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки — в самоотверженности лиричес­кого героя: просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной:

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную (...)

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Как лиричен, народен, притягателен образ пресвятой Богородицы, когда к нему в кроткой молитве обращает­ся мятежная душа поэта-романтика! Он, отмеченный пе­чатью трагического одиночества, светлеет душой, раскры­ваясь пред Богоматерью в бескорыстной просьбе о благе для «девы невинной».

Кто же эта дева? Можно согласиться, что это неж­но любимая девушка, к которой Лермонтов питает са­мые светлые и возвышенные чувства... Но кажется, что в этом образе проглядывает лицо глубоко любимой Рос­сии. Хотя почему бы не слиться этим образам, почему не может поэт преданной и чистой любовью любить девуш­ку, а через нее — свою милую Родину?

«Окружи счастием душу достойную», — просит Деву Марию поэт.

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Возлюбленная Лермонтова — единый образ женщины и Родины — достойна великого блага; а то, что поэт бесхит­ростно просит послать «лучшего ангела», говорит о том, ка­кого возвышенного мнения он о Возлюбленной. Читателю в этот миг представляется облик Богородицы, снисходи­тельно и тепло взирающий на поэта — светского челове­ка, молящегося «не по-книжному», с церковной точки зрения — неправильно (ну о каком лучшем ангеле может идти речь в молитве? Человеку ли судить, какой ангел лучше или хуже?). Но это простится ему, как прощают любящие родители детскую невольную бестактность.

Но даже в молитве, с душой нараспашку перед Бо­гом, Лермонтов остается романтиком: в этом стихотворе­нии мы видим неизменное противопоставление светлого образа «теплой заступницы» и реальности — «холодного мира». Даже в молитве чувствуется его «мятежный по­рыв в иной мир».

«Молитва» написана длинными предложениями, под­час путаными; и такое синтаксическое построение под­черкивает, что произнесена она — на одном выдохе, в по­рыве благоговения и любви.

Это произведение сложно воспринять и оценить толь­ко как стихотворение. Это действительно молитва, ис­кренняя и сердечная; а то, что она, кроме того, еще и лирична, прекрасна, мелодична, лишь доказывает, что Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэ­тичный христианин!

Печать Просмотров: 27492
Версия для компьютеров