Сочинение на тему: Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед по­томками, перед историей. Еще в начале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, кос­мической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убе­диться в их верности: человечество «сотрясает» Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и послед­ствия его деятельности.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство — это три стороны одного и того же про­цесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие сов­ременные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь пре­дупредить людей о том, что человек — часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.

Еще в прошлом веке русские публицисты впервые за­говорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название «экологического кризиса» и которое ныне представляет серьезную опасность для существова­ния человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов живот­ных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомне­ния, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражают­ся на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство.

Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали извест­ных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша — это дом, который человек разрушает собственными рука­ми. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос: «Кто и как искоренит эту дав­нюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе? Почему появляются такие люди, как Гога Горцев?» Гога Горцев, «турист», никогда не счи­тал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, «свободной личностью». Та­кие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мир и

людей. «Туристы» вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное — ур­вать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни («после нас хоть потоп»), эгоизм, самомнение приводит таких ге­роев к ощущению абсурдности существования, к духов­ной деградации и физической гибели.

Случайно поскользнувшись, погибает в тайге «сильная личность» Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность — это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозку-лом из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его «большим хозя­ином большого леса». Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук.

Что происходит с человеком? Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскры­вается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из нас есть то, что мы называем святынями: отчий дом, мама...

Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? Об этом размышлял В. Распутин в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». А в повести с символи­ческим названием «Пожар» писатель рассказывает о по­жаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскива­ют выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей...

Мысль о том, что человек не должен воевать с приро­дой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

Печать Просмотров: 12151
Версия для компьютеров