Сочинение на тему: Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы

Булат Окуджава для русской литературы XX века — целая эпоха. Он принадлежит к тем поэтам, которые в своем творчестве очень тесно связаны со временем, мес­том, а главное — с народом его творчество буквально пе­реплетено с той эпохой, в которую он жил. Многие про­изведения Булата Шалвовича посвящены тем явлениям, предметам, понятиям повседневной жизни, которые были близки, знакомы, современны поэту, некоторые из них довольно трогательны: троллейбус, который развозит за­поздавших пассажиров, пешеходы, спешащие по делам, мальчишки, уходящие на фронт защищать Родину. Вмес­те с тем невозможно отрицать тот факт, что извечные философские проблемы, волнующие писателей и поэтов многих предыдущих поколений, в его поэзии мастерски переплетены с темами, которые были и остаются актуаль­ными и на сегодняшний день.

Одной из подобных тем является тема тесной связи творца с отечеством. «Песенку об Арбате» Булата Окуд­жавы в этом плане можно назвать знаковым произведени­ем. Каждая строка в ней является «концентратом» мысли и чувства, ни от одной нельзя избавиться, не разрушив поэтический и смысловой «узор».

Известно, что сам автор был уроженцем Арбата, знал все его дворики, был знаком со многими их обитателями. Очевидно то, что это был для поэта отдельный мир, пос­кольку сам Булат Шалвович признавался, что подозревает наличие души у этой улицы, благодаря чему Арбат излу­чает благотворные для москвичей энергетические волны. В этом плане мы можем найти для себя объяснение того, откуда в творчестве Окуджавы среди прочих понятий, ка­сающихся этой древнейшей улицы российской столицы, появилось, при всей серьезности своего значения, слово «религия».

Очевидно, что привязанность к москвичам как к со­вершенно особому «сорту» россиян — один из тех фак­торов, которые были способны вдохновлять поэта: поз­накомившись с творчеством Булата Окуджавы поближе, видишь лирического героя, который не только любуется этими людьми со стороны, — иногда он ищет в них под­держки («Полночный троллейбус»). Будучи уроженцем Арбата, автор наделяет улицу и ее обитателей особенным характером, черты которого — «изысканность, строгость, лень, хлебосольство, доброжелательность и достоинство, но никогда высокомерие или чванство. Я уж не говорю об уюте — уют, сам собой сложившийся, врожденный, теплый...». Словом, это отдельный народ со своеобразным менталитетом. На фоне всего этого употребляемое автором в поэзии слово «отечество» приобретает для нас новый от­тенок значения, возможно, менее торжественный, но при этом можно прочувствовать тепло, с которым поэт обраща­ется к улице: «...Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество».

С самого начала мы понимаем, что автор не просто рассказывает о чувстве патриотизма, которое связывает его с родной улицей; он любуется ею с какой-то необъ­яснимой, возможно, непонятной для непосвященного че­ловека светлой грустью. «Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание...», — можно ли более трогательно признаться в любви своему городу? Несмотря на то, что в самом нача­ле автор сравнивает улицу именно с рекой («Ты течешь, как река. Странное название! И прозрачен асфальт, как в реке вода...»), вчитываясь в строки стихотворения, не­вольно представляешь улицу как живое создание: кра­сивое, величественное, загадочное («никогда до конца не пройти тебя»), обладающее невероятным шармом, при этом неизменно любящее своих ежедневных пешеходов (Арбат, как известно, пешеходная улица) и всех тех, кто по каким-либо причинам оказался связан с ним: «От люб­ви твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мосто­вых любя...». Романтизируя эту улицу, поэт утверждает, что не просто навеки связан с местом, где родился, а яв­ляется частью Москвы.

С именем Окуджавы (наряду с Юрием Визбором, Алек­сандром Галичем) связано появление авторской песни. Не одно его стихотворение стало со временем песней (здесь, кроме «Песенки об Арбате», можно назвать, например, и «На Тверском бульваре», «В Барабанном переулке», при­чем все они посвящены московским улицам). Булат Шал­вович был не из тех поэтов, которые творят для широкой публики: этот принцип был его творческим девизом, и, возможно, именно он сделал его творения бессмертными.

Печать Просмотров: 13020
Версия для компьютеров