Стихотворение А. Пушкина «Поэт» (Восприятие, истолкование, оценка)
Говоря о Пушкине, нельзя не вспомнить стихотворение, в котором он обращается к высшему разуму, оно явилось как бы преддверием «Поэта»:
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от «суетного света», от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен...Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар».
Он не забывает о том, что в его руках «святая лира», которая только временно молчит.
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Наступает момент истины, «божественный глагол» пробуждает творческие силы, поэт преображается: «Тоскует он в забавах мира, \ Людской чуждается молвы...», он глас народный и народный «Пророк».
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Теперь он враг тех, кто угнетает народ. Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен.
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.
Стихотворение «Поэт» как бы не заканчивается бегством того, кого коснулся «божественный глагол». Не зря же там стоит многоточие.
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его смелая вольная поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.
Пушкин очень емко и лаконично говорит о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту, гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.
Просмотров: 9859