Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»

«Дума» — одно из сильнейших сти­хотворений Лермонтова, можно ска­зать определяющее для всего его творчества. Стихотворение написано в 1838 году, когда только формиро­валась новая русская интеллигенция и начиналась борьба между запад­никами и славянофилами, между ре­волюционными демократами и либе­ралами. Восстание на Сенатской площади было позади, а жестокие репрессии и гонения, которые пред­приняло царское правительство по отношению ко всем, кто хоть сколь­ко-нибудь принимал в нем участие, повергли страну в оцепенение. «Вольнолюбивые мечты», кружившие головы и побуждавшие к действию дворянскую молодежь пушкинской поры, теперь, спустя всего лишь пол­тора десятка лет, не будоражили ду­ши, не заставляли сильнее биться сердца современников Лермонто­ва — эти мысли их вообще не посе­щали. Общество не готово было от­крыто излагать свои мысли, оно на­ходилось в депрессии, в дремоте, в тяжелой духовной апатии. Равноду­шие, бездействие — вот отличитель­ные черты того времени. Именно против них выступает Лермонтов в стихотворении «Дума». Мертвое об­щество и печалит, и пугает поэта:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В     бездействии    состарится    оно.

Равнодушие   и   бездействие   очень опасны как для человека, так и для об­щества в целом: равнодушный не спо­собен   по-настоящему   ни   смеяться, ни плакать, он не способен отличить добро от зла. Бездействие делает лю­дей смиренными, уязвимыми и мало­душными, оно порождает страх и за­висимость от более сильных:

К добру   и    злу   постыдно   равнодушны,

 В   начале   поприща   мы   вянем без     борьбы;

 Перед    опасностью    позорно-малодушны,

И   перед   властию      презренные  рабы.

По мнению Лермонтова, общество, превратившее человека в раба, от­нявшее у него исконное чувство свободы, связанное с чувством родины, лишается в конце концов силы («Но юных сил мы тем не сберегли...»).

«Дума» — это философское стихотво­рение и вместе с тем обвинительный акт, предъявленный современникам. Элегия в стихотворении все время пе­реходит в сатиру, каждая строка — не только горькая констатация факта, но и обличение. Через все произведе­ние проходит мысль о трусости и мало­душии поколения, обреченного на ги­бель. Много храбрых людей среди мо­лодежи, но отвага их растрачивается впустую. Никто из них не способен на подвиг, равный декабристам. Власть превратила их в рабов. И не сочувст­вия, а презрения заслуживают эти ду­ховные рабы, не сознающие своего рабства и довольные своим унизитель­ным существованием.

Вражда к абстрактному уму у Лер­монтова столь же велика, как и к «без­действию»:

Мы   иссушили   ум   наукою   бесплодной...

С  ужасом,   печалью,   негодованием и сожалением говорит автор о пусто­те, которую оставит потомкам его по­коление.   Своих современников поэт не зря называет «толпой»: выдающих­ся личностей, гениев среди них нет — равнодушие охватило всех: Толпой   угрюмою   и   скоро   позабытой

Над   миром   мы   пройдем   без   шума и   следа,

Не    бросивши   векам   ни   мысли

плодовитой,

Ни   гением   начатого   труда.

Заглядывая в будущее, поэт пред­чувствует строгий суд потомков, кото­рые будут презирать слабых и нере­шительных.

В сознании поколения 30-х годов все оказалось перевернутым и пере­осмысленным: «вольнолюбивые меч­ты» стали призраками, на смену им пришли идеи отрицательные: ирония, безверие, отрицание, сомнение. Весь тон лермонтовской «Думы» воспроиз­водит эмоцию «социального отчая­ния», охватившую и современников поэта, и его самого.

Стихотворение «Дума» — это, по сути, реквием, похоронная песня по­терянному поколению, погрязшему в равнодушии и бездействии, сми­рившемуся с грустной действитель­ностью.

Печать Просмотров: 7516
Версия для компьютеров