Стихотворение С. Есенина «Несказанное, синее, нежное...» (Восприятие, истолкование, оценка)
Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряною бородой — тридцатилетний Есенин. Красивое его сердце спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
И теперь, когда все стихло, он также чуток ко всему, также внимателен, но без юношеской горячности,’ «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он и воспринимает жизнь более глубоко.
Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней, как к собеседнику:
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя. Поговорить со своей душой.
Такие личности, как Есенин, могут еще и выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране.
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
О чем горевать тому, чья «душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз» Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных переделок. Она стала еще прозрачней, как воздух после сильного грозового дождя.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Пора бы. «Москва кабацкая», хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичней, «взрослей», в них не простое смакование собственных чувств — в них анализ событий:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году —
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.Впрочем, молодость — есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными певнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и Родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.
Стихотворение С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями... » (Восприятие, истолкование, оценка)
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Никогда не изменил он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или, в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.
Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в этом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:
...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...
Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины: «береЗь да цветь», «родимая выть», что придает особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь...». Откуда берется это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь»? А берется это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши...
Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями -— может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого. Вообще, фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством — («желтоволосый, с голубыми глазами»). Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:
...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 г., писал о своем впечатлении: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Просмотров: 10806