Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980 годов (В. Распутин. «Прощание с Матерой», В. Быков. «Облава», А. Солженицын. «Матренин двор»)

Многие писатели обращались в своем творчестве к деревенской теме. Одни восхищались деревенским укладом жиз­ни, «учились в истине блаженство нахо­дить», иные называли деревню нищей, а ее избы — серыми. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос о «великом пе­реломе» актуален и в наши дни. Именно коллективизация заставила многих писа­телей взяться за перо. Вспомним «Под­нятую целину» Шолохова, «Котлован» Платонова, поэмы Твардовского «По праву памяти» и «Страна Муравия».

Забыть,    забыть   велят  безмолвно,

Хотят в  забвенье  утопить.

Живую быль.   И чтобы волны

Над ней сомкнулись.   Быль забыть.

Но забыть невозможно, потому что собы­тия тех лет очень больно отдаются в совре­менности, в нашей сегодняшней жизни,

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин ставит перед читателем во­прос: нужно ли затоплять деревню, если вышестоящие организации решили по­ставить на ней ГЭС? Разумеется, научно-технический прогресс превыше всего, но как можно лишать крестьян родины? Деревня должна уйти под воду, а жители переселиться в другие места. Крестьян никто не спрашивал, хотят ли они этого: приказали — будь добр, подчиняйся! Ин­тересно, что жители по-разному отреа­гировали на такое решение. Старики, прожившие в родном селе всю свою жизнь, не могут просто так расстаться с Матерой. Здесь знаком каждый уголок, каждая березка, здесь прах родителей, дедов. Так, главная героиня повести ста­руха Дарья не может покинуть свою избу. Очень трогателен эпизод, когда старая женщина украшает свою избу перед тем, как ее навсегда покинуть. Как мучитель­но переживает эта малограмотная жен­щина судьбу своей деревни!

Сыну Дарьи тоже жаль расставаться с домом, но он согласен с тем, что «наука важнее природы», и они должны пересе­литься во что бы то ни стало.

Не только люди, но и сама природа против грубого, бесцеремонного втор­жения в свою жизнь. Вспомним, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал и не сломился. Но так ли силь­на природа? В. Распутин касается многих нравст­венных вопросов в своей повести, но судьба Матеры — ведущая тема этого произведения.

Ну а что случалось с крестьянами, ког­да они покидали родную деревню в пе­риод коллективизации? Их ссылали на Соловки, в Сибирь, на лесоповалы, в шахты, где живые завидовали мертвым. Жестоко обошлась судьба с Хведором Ровбой, главным героем произведения В. Быкова «Облава». Сначала Хведор те­ряет жену, а потом и дочь, которых лю­бил безумно. Вроде бы надо озлобиться, возненавидеть всех, кто согнал его с родной земли-матушки. Но Хведор вы­терпев и пережив все, опять возвраща­ется на родину. Вообще, главной чертой крестьян является то, что они не могут жить без родной земли.

К этой же теме обращается А. И. Со­лженицына в рассказе «Матренин двор». Действие происходит в 1956 году. Моло­дой учитёль поселился в избе крестьян­ки Матрены, и читатель видит деревен­скую жизнь глазами интеллигента. Нас сразу же поражает бедность и убогость ее жилища: темная комната, в которую свет попадал только из окна, многочис­ленные тараканы и мыши, хромая кошка. Матрена живет уже в то время, когда по­зади остались гражданская война, кол­лективизация. Неужели в 1950-е годы крестьяне были такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налажен­ного хозяйства, ни огорода, ни палисад­ника, ни скота. Одна коза грязно-белого цвета да колченогая кошка — вот все хо­зяйство.

Судьба крестьянки трагична: Матрена была больна, но не считалась инвали­дом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, что­бы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учрежде­ний. Одним словом, как говорит автор, «много было наворочено несправедли­вости с Матреной».

Но, несмотря на все тяготы жизни, Ма­трена не озлобилась: она настолько до­бра и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думает о себе в последнюю очередь, лишь бы другим было хорошо. Но злость и жад­ность окружающих погубили крестьян­ку. Во время перевоза горницы попада­ют под поезд несколько человек, в том числе и она. В конце рассказа автор пи­шет, что именно на таких крестьянах, как Матрена, держится деревня, дер­жится земля.

Печать Просмотров: 7867
Версия для компьютеров