«Татьяна - милый идеал» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В романе «Евгений Онегин» Пушкин не только со­здал образ своего современника, в поэтической форме дал отражение своего века. В каждой строч­ке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красо­те — красоте не только внешней, но и внутренней, душевной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщи­ны воспеты особенно утонченно. «Милый идеал» Пушкина — его Татьяна — и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или по­вторяешь про себя любимые строчки, всегда не­вольно забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, Пушкинское представление о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, поэта, «одного из самый ум­нейших мужей России». Кажется, что Татьяна — живой реальный человек. И даже в Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина, сохранилась ска­мья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она — мечта самого Пушкина?

Чувствительность, сентиментальность, духов­ная возвышенность, чистота, способность сопе­реживать и понимать то, чего не видят другие, — вот наиболее привлекательные черты Татьяны. Именно тонкий внутренний мир делает Татьяну особенной, неповторимой. Пушкин искусно пи­шет портрет своей любимой героини. В нем нет четкого описания внешнего облика, но зато во всей полноте отражается ее душа:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива...

Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

Можно цитировать Пушкина дальше, но образ Татьяны все равно останется непостижимым, ма­ло уловимым и таинственным. Душа ее тесно свя­зана с природой. Пейзажи, на фоне которых про­текают события романа, дополняют состояние, чувства героини, прекрасно выражая то, что труд­но передать словами.

Пушкин выделяет Татьяну из окружающего ее дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше многих его предста­вительниц. Красота природы, постоянное уедине­ние, привычка мыслить самостоятельно, природ­ный ум сформировали внутренний мир ее.

Татьяна романтична и сентиментальна. Ее вле­кут романы, заменяющие ей недостаток духовно­го общения, дают пищу для ее ума и воображе­ния; представление о жизни у Татьяны складыва­ется также под влиянием романов. Для себя она мысленно уже создала своего героя, свой идеал. У него черты Вольмара, Вертера, Грандисона. Он (как и сама Татьяна) неповторим, своеобразен, благороден. Когда пришла пора любви, этому идеалу суждено было воплотиться в Онегине. Что влечет к нему Татьяну? Может быть, независи­мость, непохожесть на всех, кого она знала рань­ше? Трудно сказать, что именно.

Постепенно Онегин, рыцарь в глазах Татьяны, от­крывает лицо человека-скептика, реалиста, не спо­собного к любви (в тот момент). Это мучает ее, она пытается понять своего кумира — и не может.

Письмо Лариной поражает силой чувства, тон­костью ума, полно скромности и искренности. Онегин не разглядел главного в Татьяне: она — одна из тех цельных натур, которые могут любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».

Дуэль с ее трагическим исходом перевернула жизнь всех героев романа. Евгений, Ольга поки­дают деревню. Все случившееся оставило глубо­кий след в душе Татьяны, повлияло на ее харак­тер и изменило судьбу. Однако любовь ее к Оне­гину не угасла — она жива, но теперь Татьяна поняла, что жить одними чувствами нельзя, не всегда их надо проявлять открыто. Время летит. Татьяна уже «не дитя», и, по настоянию матери, она едет в Москву, где ее сватают за генерала. И Татьяна из «нежной девчонки» превращается в безупречную, изысканную «законодательницу зал». Его гордость, благородство, утонченный вкус — подлинны. А неприступность, равноду­шие и беспечность — это маска, которую вы­нуждена носить пушкинская героиня под давле­нием суровых законов света. Но ее чувства жи­вут, наполняют сердце, хотя глубоко спрятаны, крепко заперты. А в душе она остается прежней Татьяной. Ее сердце рвется назад: в старый дом, в поля, леса, в мир, где она жила, не скры­вая своих чувств, где ей не нужна была маска. Но даже в блестящем и строгом светском окру­жении она до конца не может сдержать свои чувства к Онегину:

Она его не подымает

И, не сводя с него очей,

От жадных уст не отымает

Бесчувственной руки своей...

И все же Татьяна не может освободиться от све­та, несмотря на глубину своих чувств, когда ей «внятно все», когда она разделяет любовь Онеги­на. Она отказывает Онегину. В этом ее трагедия. Трагедия всех героев романа. Они не понимают друг друга, находясь под властью общественных предрассудков.

В чем привлекательность Татьяны? Чем может она нравится? Может быть, тем, что в ней можно найти общие черты с собою? В ней есть неодоли­мая потребность чувствовать, любить, которая встречается теперь все реже и реже. Во многом с ней, наверное, можно не согласиться, но ее чис­тота, неординарность, способность преображать­ся, ее духовность поражают. У нее многому можно научиться, пройдя вместе с ней весь сложный, не­понятный, в чем-то горький путь. Она достойна того, чтобы стать настоящей подругой, с которой всегда жаль расставаться.

Татьяна — решительная русская женщина, кото­рая могла бы последовать за любимым даже в Си­бирь, как это сделали декабристки. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лари­ной Пушкин воплотил черты независимого женско­го характера, но только в области личных, семей­ных, светских отношений. Впоследствии многие русские писатели — Тургенев, Чернышевский, Не­красов — в своих произведениях поставят вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политиче­ской деятельности. У каждого писателя свое пред­ставление о женском идеале. Для Льва Толстого — это Наташа Ростова, для Лермонтова — Вера из «Героя нашего времени», у Пушкина — это Татьяна Ларина.

В нашей действительности облик «милой жен­ственности» приобрел несколько другую канву. Современная женщина более деловая, энергич­ная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность — все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Печать Просмотров: 22108
Версия для компьютеров