Тема интеллигенции и революции («Дни Турбиных»)

В 1934 году в связи с пятисотым представ­лением пьесы друг М. Булгакова П. С. Попов писал: «Дни Турбиных» — одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя». Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все люди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном театре с 1926 по 1941 год.

Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке граждан­ской войны и всеобщего одичания. Окружаю­щему хаосу здесь противопоставлялось упор­ное стремление сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы».

Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья Турбиных, типич­ная интеллигентная семья военных, где стар­ший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные. Большая квар­тира, где есть библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле, и, подвыпив, нестройно поют российский гимн, хотя уже год как царя нет, а в Бога никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вы­моют и накормят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет стоит и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению «кузена из Житомира» Лариосика и «приютят и согреют его». Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальности.

Для восемнадцатилетнего Николки, жажду­щего битв, старший брат является высшим авторитетом. Алексей Турбин, на наш тепе­решний взгляд, очень молод: в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закончившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщен­ный образ именно русского офицера, про­должая линию толстовских, чеховских, купринских персонажей. Особенно близок Тур­бин к Рощину из «Хождения по мукам». Оба они — хорошие, честные, умные люди, боле­ющие за судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит такой мо­мент, когда им кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в их существовании.

В пьесе две сцены, в которых проявляется характер Алексея Турбина. Первая — в кругу друзей и близких, за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и револю­ций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «крамольность» речей, он сожа­леет, что раньше не мог предвидеть, «что та­кое Петлюра». Он говорит, что это «миф», «ту­ман». В России, по мнению Турбина, две си­лы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Алексей уже дейст­вует. Он командует. Турбин распускает диви­зион, приказывает всем снять знаки отличия и немедленно разойтись по домам. Алексей говорит горькие вещи: гетман и его подруч­ные бежали, бросив армию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в «этом балагане», пони­мая, что дальнейшее кровопролитие бес­смысленно. В его душе нарастают боль и от­чаяние. Но командирский дух в нем силен. «Не сметь!» — кричит он, когда один из офи­церов предлагает ему бежать к Деникину на Дон. Турбин понимает, что там та же «штаб­ная орава», которая заставляет офицеров драться с собственным народом. А когда на­род победит и «расколет головы» офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим/Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против него.

А ведь как часто в литературе и кино изоб­ражали белогвардейцев садистами с болез­ненной склонностью к злодействам! Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается в дивизионе до конца. Николай, брат, верно понимает, что командир «смерти от позора ждет». И дождался ее — он погиба­ет под пулями петлюровцев.

Алексей Турбин — трагический образ, цель­ный, волевой, сильный, смелый, гордый чело­век, который пал жертвой обмана и преда­тельства тех, за кого он сражался. Строй рух­нул и погубил многих, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом.

Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли простить его любви к своим героям. В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?.. Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизу­ют. По крайне мере буду знать, что я буду слу­жить в русской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, громкоголосый, но честный и прямой, хороший товарищ и сол­дат, капитан Мышлаевский продолжает в лите­ратуре известный тип русского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он показан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о гибели белого движения, мысль важную, ведущую в пьесе.

В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Тальберг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о ко­мандировке на Дон, дает лицемерные обеща­ния жене, за которыми следует трусливое бегство.

Мы так привыкли к названию «Дни Турби­ных», что не задумываемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «дни» означает время, те считанные часы, в которые реша­лась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная уничтоженная жизнь, а переход к существо­ванию в новых, революционных условиях. Такие, как Мышлаевский, будут хорошо слу­жить и в Красной Армии, певец Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы зву­чит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы дей­ствительно станут счастливыми, что минует их участь многих интеллигентов страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов XX непростого века.

Печать Просмотров: 7773
Версия для компьютеров