Тема революции и гражданской войны (А. Фадеев, Б. Пастернак, М. Булгаков)

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных в русской литературе XX века. Эти события не толь­ко круто изменили жизнь Российской им­перии, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны приня­то называть братоубийственными. Брато­убийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко стал­кивает в ней людей, родных по крови, и трагизм ситуации здесь предельно об­нажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определя­ющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гу­манистических ценностей классической литературы.

Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А. Фадеева «Разгром», и сколь­ко бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична — по описываемым в ней событиям и судь­бам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя го­ды Б. Пастернак в романе «Доктор Жива­го». Герой романа оказался заложником истории, которая безжалостно вмешива­ется в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго — судьба русской интеллигенции в XX веке.

Во многом близок к творчеству Б. Пас­тернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, — М. Булгаков. Мне хотелось бы подробнее остановить­ся на его пьесе «Дни Турбиных». Это про­изведение стало легендой XX века. Пье­са рождалась необычно. В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева и Вла­дикавказа, после опыта работы врачом, М. Булгаков узнает о том, что в родном городе умерла его мать. Эта смерть по­служила толчком к началу работы над ро­маном «Белая гвардия», а уже потом на основе романа рождается пьеса.

В романе и в пьесе отражены впечат­ления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918/19 года, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу че­ловека решал ход истории. В центре пье­сы — дом Турбиных. Его прообразом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, а

прототипами героев — близкие писате­лю люди. Так, прототипом Елены Василь­евны была сестра М. Булгакова, Варва­ры — Афанасьевна Карум. Все это и при­дало булгаковскому произведению ту особую теплоту, помогло передать ту не­повторимую атмосферу, которая отлича­ет дом Турбиных.

Дом их — это центр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например, поэтов-романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой были символом мещанства и пошлости, у М. Булгакова Дом — это средоточие духовной жизни, он овеян по­эзией, его обитатели дорожат традиция­ми Дома и даже в трудное время старают­ся их сохранить.

В пьесе «Дни Турбиных» возникает кон­фликт между человеческой судьбой и хо­дом истории. Гражданская война врывает­ся в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемые Лариосиком «кремовые шторы» — именно эта грань отделяет дом от охваченного же­стокостью и враждой мира. Композицион­но пьеса строится по кольцевому принци­пу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся рабочий ка­бинет украинского гетмана, из которого тот бежит, бросая людей на произвол судьбы; штаб петлюровской дивизии, ко­торая входит в город; вестибюль Алексан­дровской гимназии, где собираются юнке­ра, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город.

Именно эти события истории круто из­меняют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказыва­ются перед выбором. Горькой иронией проникнута последняя сцена пьесы. Елка в доме, крещенский сочельник 1918 го­да. В город входят красные войска. Из­вестно, что в реальной истории два этих события не совпадали по времени — большевики вошли в город позже, в фев­рале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене был Новый год, самый домашний, самый традиционный семей­ный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававше­гося веками обреченного мира. Горькой иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы «Дядя Ваня»: «Мы отдохнем, мы отдохнем...» — слышат­ся далекие пушечные выстрелы, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским: «Так! Отдохнули!..» В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывает­ся в жизнь людей, как XIX век с его тради­циями, укладом жизни, жалобами на скуку и несобытийность сменяет век XX, напол­ненный событиями бурными и трагически­ми. За их громовой поступью не слышен голос отдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и граждан­ской войны.

Особо следует остановиться на про­блеме нравственного выбора в пьесе. Перед таким нравственным выбором оказывается главный герой произведе­ния — полковник Алексей Турбин. Его главенствующая роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его прино­сят в конце третьего акта, а весь по­следний, четвертый, происходит после его гибели. В нем полковник присутст­вует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о че­сти. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент, когда подчи­ненные ему юнкера готовы сражаться, жесток — либо сохранить верность при­сяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отда­ет приказ: «Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам». Вы­бор, сделанный им, дается кадровому офицеру, «вынесшему войну с герман­цами», как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: «Народ не с нами. Он против нас». Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности — человеческой жизни. Имен­но эта ценность оказывается высшей в сознании Алексея Турбина и самого ав­тора пьесы. Совершив этот выбор, ко­мандир ощущает полную безысходность. В его решении остаться в гимназии — не только желание предупредить заставу, но и глубинный мотив, разгаданный Ни­кол кой: «Ты, командир, смерти от позора ждешь, вот что!». Но это ожидание еще и от полной безысходности, неотврати­мой гибели той России, без которой та­кие люди, булгаковские герои, не пред­ставляют себе жизни.

Пьеса М. Булгакова стала одним из наи­более глубоких художественных постиже­ний трагической сущности человека в эпо­ху революции и гражданской войны.

Печать Просмотров: 4821
Версия для компьютеров