Тема родины и народа в поэме «Мертвые души»

Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Первона­чальное желание Гоголя «...показать хотя бы с одного боку всю Русь...» постепенно перерастает в замысел «сочинения полно­го», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: «Быва­ет время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, по­ка не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». По словам Герцена, «Мертвые души» потрясли всю Россию».

В «Мертвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20— 30-х годов XIX века. Провинциальный го­род, где безраздельно властвует губерна­тор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в по­исках «мертвых душ», крепостная дерев­ня, столица с ее министрами и генерала­ми — таков социальный фон поэмы.

Всем своим содержанием поэма отри­цала безобразный, подлый мир «мертвых душ» — жадных стяжателей, рабовладель­цев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими поряд­ками, моралью крепостников и помещичь­им произволом.

Я думаю, Гоголь не собирался противо­поставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьян­ства. На страницах поэмы крестьяне изоб­ражены далеко не в розовых тонах. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный за­пах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находят­ся и добрые слова, и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе ко­торых автор задумался и задался вопро­сом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»

Как только Гоголь переходит от помещи­ков и чиновников, от болтунов и оскоти­нившихся скопидомов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к меч­те о будущем России — резко меняется сам тон авторской речи. В ней появляются и грустные раздумья, и незлобная шутка, и, наконец, лиризм.

В поэме «Мертвые души» Гоголь высту­пил как патриот, в котором живет неотра­зимая вера в будущее, где не будет ника­ких Маниловых и Ноздревых, Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду, что Россия поднимется к вели­чию и славе. Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых писатель срывает маски с представителей паразитического дво­рянского класса. Трагическая судьба за­крепощенного народа особенно ярко про­является в образах крепостных людей. Го­голь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей от­личать, где право, где лево, плюшкинских Прошку и Мавру, забитых до крайней сте­пени. Социальная подавленность и прини­женность отпечатались на Селифане и Пет­рушке. Последний даже имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а процесс самого чтения, что «вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».

За страшным миром помещичьей России Гоголь видел живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жиз­ни. В этом отношении глубокое значение имеют вложенные в уста Чичикова рассуж­дения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Крепостное право тормозило развитие России. Запущенные деревни, унылый быт — крепостное право тянуло Россию в прошлое. Гоголь в мечтах видел страну другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствую­щая роль в мировом развитии.

«Мертвые души» — это «энциклопедия жизни крепостной Руси». Белинский пи­сал: «Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность». Если бы у нас не было выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о тогдашней русской действительности? Их гражданский по­двиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать «темные стороны» русского общества.

Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и само­бытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за словами великого поэта он сме­ло может сказать: «Я Родину люблю!»

Последние десятилетия в нашей стране идут большие перемены, заново переос­мысливается история и пути в будущее, но идеи Гоголя современны и сейчас. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так ва­жен для своего народа, как Гоголь важен для России». Высоко поэму оценил Гер­цен. В произведении видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение величия России.

Печать Просмотров: 29243
Версия для компьютеров