Трагедия жизни Печорина

И его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман «Герой нашего времени» с трудом можно отнести к поучительной и назидатель­ной литературе. Он скорее вызывает интерес тем, что автор задает философские вопросы, но сам на них не отвечает, предоставляя чи­тателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с од­ной стороны, — средоточие «пороков всего поколения в полном их развитии», а с дру­гой — личность, во многих отношениях стоя­щая на ступеньку выше большинства пред­ставителей поколения молодежи того вре­мени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противо­стоять ему, понять его.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удо­вольствиями». Легкомысленная жизнь арис­тократа ему вскоре опротивела, а чтение книг, как и Онегину, наскучило. После «на­шумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор не­сколькими штрихами подчеркивает его ари­стократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристокра­тическая рука», «ослепительно-чистое бе­лье». Печорин физически сильный и вынос­ливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобеж­денное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя от­ражены и внутренние качества: противоре­чивость и скрытность. Неудивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные»? Г лаза его не смея­лись, когда он смеялся.

«Рожденный для высокой цели», он вынуж­ден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недо­стойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Печорин пытается поставить окружающих его людей на один уровень с собой. Но они не выдерживают таких сравнений: поколе­ние просто не готово, не способно к каким-либо изменениям, и открываются все тем­ные человеческие стороны. Испытывая лю­дей, герой видит их низость, неспособность к благородным поступкам, а это его угнета­ет и разрушает душу. Печорин, в глубине ду­ши верящий в человека, изучает его и, не находя поддержки своей вере, страдает. Это личность, не нашедшая для себя высо­кой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых натур обычные житейские цели не притягивают. Единственное, чем он овладел, так это способностью видеть лю­дей насквозь. И он хочет изменить этот мир. Путь к совершенству Печорин видит в «при­общении к страданиям». Все, встречающие­ся с ним, подвергаются суровому беском­промиссному испытанию.

Печорин не только заставляет людей под­ниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет иде­ал чистоты, благородства, душевной красо­ты. Возможно, этот идеал заложен в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Девушка не смог­ла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Печорин предстает эгоистом, ду­мающим только о своих чувствах — Бэла ему быстро наскучила, любовь иссякла. Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изме­нила его жизнь. Наверное, он уже не вел за­писей в дневнике и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.

Постепенно мы начинаем понимать по­ступки Печорина, видим, насколько отлича­ется он от остальных героев, насколько глу­боки его чувства. Образ Печорина пред­стает наиболее широко через восприятие других людей: Максима Максимыча, княжны Мери и др. У Печорина и Максима Макси-мыча не возникает взаимопонимания. Меж­ду ними нет и не может быть истинного чув­ства привязанности. Дружба между ними невозможна из-за ограниченности одного и обреченности на одиночество другого. Ес­ли для Максима Максимыча все прошедшее мило, то для Печорина — мучительно. Печо­рин уезжает, понимая, что беседа не сбли­зит их, а, наоборот, усилит еще не утихшую горечь.

Но не все представители печоринского, а значит, и лермонтовского поколения утра­тили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин раз­будил душу княжны Мери, которая могли угаснуть из-за безликости Грушницкого. Де­вушка полюбила Печорина, но он не прини­мает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить тихо, спокойно, до­вольствуясь мирными радостями. Здесь еще раз проявился эгоизм Печорина, оставивше­го Мери один на один с бездушным общест­вом. Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.

В социально близком кругу Печорина не лю­бят, а некоторые просто ненавидят. Они чув­ствуют его превосходство и свою неспособ­ность противостоять ему. Общество скрывает свою порочность и лживость. Но все уловки замаскироваться тщетны: Печорин видит фальшь того же Грушницкого, человека пус­того и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, оста­лась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелоч­ное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли. Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пытается войти в круг людей, близких ему по общественному положению. Но они не могут понять лермонтовского  героя,   так же,   как и другие, не принадлежащие к этому кругу. Но все, кто все-таки оказались ближе к Печо­рину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловаж­ную роль в их отношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным «достойным собеседником» Печорина оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, не скрывать своих пороков и достоинств. В кон­це книги герой вступает в борьбу не с людь­ми, а с самой судьбой. И выходит победите­лем, благодаря смелости, воле и жажде неиз­вестного.

Однако наравне с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов рас­крывает в Печорине и такие качества, кото­рые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страдани­ям других. Но самое тяжелое обвинение ав­тора в адрес Печорина состоит в том, что у его героя отсутствует жизненная цель. За­думавшись над вопросом о цели своей жиз­ни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначе­ние высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Во все времена отношение к Печорину не было однозначным. Одни видели, другие не видели в нем «героя времени». Но в этом образе скрыта некая тайна. Печорина нель­зя предсказать или постигнуть. Его отличи­тельная особенность в том, что, понимая ни­чтожность окружающего мира, он не смиря­ется, а борется, ищет. Одиночество делает его бесцветной личностью, подобно осталь­ным. В нем много отрицательных черт: он жесток, эгоистичен, немилосерден к людям. Но при этом (что немаловажно!) никого не судит, а дает возможность каждому открыть свою душу, проявить хорошие качества. Но если этого не происходит, то он беспо­щаден.

Печорины встречаются редко. Не все мо­гут трезво смотреть на мир, оценить его и... не принять его таким, каким он есть. Не при­нять все зло, жестокость, бессердечие и другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано.

Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, жизнь его проходит впустую.

Анализируя образ Печорина, В. Г. Белин­ский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печо­рин — герой третьего десятилетия «жестоко­го века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживле­ния и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белин­ский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает».

Печать Просмотров: 21870
Версия для компьютеров