Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Презренного, дикого века 
свидетелем быть мне дано.
И.А. Бунин

Трагическая судьба поколения, пережившего революцию, Гражданскую и Отечественную войны, коллективизацию, репрессии и другие социальные катаклизмы, нашла свое поэтическое выражение в стихах русской поэтессы А.А. Ахматовой. В поэме «Реквием» в разделе «Вместо предисловия» Анна Андреевна описала случай, происшедший с ней, когда она в 1937 году стояла в тюремной очереди. Тогда соседка по очереди спросила поэтессу:

-А это вы можете описать?
-Могу.

«Реквием» в то время уже сложился и ждал только времени, чтобы появиться на свет.

Поэт Ахматова прожила долгую и трудную жизнь вместе со своим народом, ее судьба даже для нашего жестокого века особенно трагична. В 1921 году был расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. Ее сыну Льву по ложному обвинению был вынесен смертный приговор, замененный потом лагерями. Это к сыну на свиданье или с передачей стояла Анна Андреевна в длинных тюремных очередях. Почти двадцать лет провел Лев Николаевич в сталинских лагерях.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Поэма «Реквием» - выражение беспредельного народного горя Страдания народа и лирической героини сливаются. Жестокие репрессии коснулись почти каждой семьи в стране. Тюрьма стала символом того времени.

Это было, когда улыбался
 Только мертвый, спокойствию рад,
И ненужным привеском болтался 
Возле тюрем своих Ленинград.

Сопереживание человеческому горю, гнев и тоска охватывают при чтении поэмы. Поэма написана ясным, простым языком с использованием большого арсенала художественных средств. Интересно, что Ахматова практически не пользуется гиперболой. Видимо, это потому, что горе и страдания настолько велики, что преувеличивать их нет ни нужды, ни возможности. Эпитеты вызывают ужас и отвращение перед насилием: «тоска смертельная», шаги солдат - «тяжелы», «Русь безвинная», «черные маруси» - арестантские машины, иначе их называли «черный ворон». Часто употребляется эпитет «каменный»: «каменное слово», «окаменелое страдание», «душа окаменела». Многие эпитеты близки к народным: привет «прощальный», око «ястребиное». Вообще же народные мотивы очень сильны в поэме, где связь лирической героини со своими современниками особая:

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял за мною 
И в лютый холод, и в июльский зной
 Под красною ослепшею стеною.

(Символ красного слепого и яростного террора.)

Страдания всех матерей выражены через образ матери Христа, молча переносящей горе. Некоторые стихи поражают своей простотой и одновременно силой производимого впечатления:

Приговор... и сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделены,
Словно с болью жизнь из сердца вынут...

Много в поэме метафор. «Перед этим горем гнутся горы», «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «Звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». В поэме использовано и много других художественных средств: аллегорий, символов, олицетворений. Удивительны комбинации и их сочетания. Все вместе это создает мощную симфонию чувств и переживаний.

При несомненных художественных достоинствах поэмы в ней выразилась высокая гражданственность А.А. Ахматовой, ее сопричастность судьбе родины и судьбе «стомилльонного» народа.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас...
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них я соткала широкий покров
 Из бедных, у них же подслушанных слов.

Печать Просмотров: 11465
Версия для компьютеров