Творческий путь Шукшина В.М.

Василий Макарович Шукшин — уникальное явление русской культуры. “Если бы Василий Шукшин был только актером, только режиссером, только сценаристом и драматургом и, наконец, только прозаиком, то и тогда, в этом каждом отдельном случае, мы имели бы перед собой выдающееся дарование”, — писал С.П. Залыгин.

Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух из них сыграл главные роли (“Печки-лавочки” — 1972, “Калина красная” — 1974). Знаменательно, что триединство (сценарист — режиссер — актер) состоялось уже в первом его дипломном кинофильме “Из Лебяжьего сообщают” (1960).

Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. Этому отчасти способствовали его кинофильмы, поскольку сценарии большинства из них строились на основе его рассказов, и театры, инсценировавшие его рассказы (Театр им. В. Маяковского — “Характеры”, Малый театр — “Беседы при ясной луне” и др.).

Ho В. Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Первая книга его первого романа “Любавины” (1959—1961) создавалась одновременно с первыми рассказами в общежитии ВГИКа, где он учился с 1954 по 1959 г. Опубликован роман в 1965 г. Он задумывался как семейное предание: фамилии его героев — это фамилии многих и сейчас живущих в родной деревне писателя Сростки на Алтае людей (Поповы, Байкаловы, Колокольниковы, Малюгины). Эти фамилии встречаются в рассказах и кинофильмах писателя, возможно, потому, что на творчество свое он смотрел как на единое целое. Прототипом Любавиных стала зажиточная семья Петровых (деревенское прозвище — Любавины), жившая в Сростках.

В романе “Любавины” В. Шукшин, крестьянин по своему рождению, рассказывает о жизни советской деревни 20-х гг.; действие здесь происходит с весны 1922 г. по весну 1923-го, в центре повествования — трагедия семьи Любавиных, которая почти вся погибла. Вторая книга “Любавиных” написана, видимо, в конце 60-х гг., найдена была в архиве писателя и опубликована в 1987 г.

Роман “Я пришел дать вам волю” (1971) также о крестьянстве, но только триста лет тому назад. Стенька Разин интересовал писателя как гениальный организатор крестьянских масс в XVII в., вольнолюбие которого, самоотречение и бесстрашие живут и поныне в народных песнях, памяти народной. В его лице Шукшин нашел героя громадной судьбы, вписанного в историю русского крестьянства, способного высветить многие загадки этой истории. Замысел писателя был дерзким, так как в советской литературе уже существовали два романа об этом герое: А. Чапыгина — “Разин Степан” (1926) и С. Злобина — “Степан Разин” (1951), удостоенный Государственной (Сталинской) премии СССР.

В отличие от своих предшественников В. Шукшин изображает своего героя сорокалетним сформировавшимся человеком, действующим на небольшом отрезке исторического времени. Он дает народного заступника крупным планом, стремится проникнуть в глубь его души. Возможно, Степан Разин привлек писателя еще и потому, что он отличался странностью и причудливостью, т.е. чем-то изначально уже напоминал героев шукшинских рассказов.

Степан Разин у Шукшина то детски доверчивый и ранимый, то необузданно жестокий. Это герой трагический. Как и все шукшинские герои, он часто говорит о том, что у него болит душа. Личные, индивидуальные свойства Степана Разина, особенности его личности в романе Шукшина влияют на ход истории и наряду с социальными причинами приводят к поражению крестьянского восстания.

Роман “Я пришел дать вам волю” кинематографичен по своей форме. Шукшин предполагал его экранизировать, создать значительный фильм, который стал бы своеобразным итогом его кинематографической деятельности, но ранняя смерть писателя в 1974 г. на съемках кинофильма по роману М. Шолохова “Они сражались за Родину”, в котором Шукшин сыграл одну из лучших своих ролей (Лопахина), сорвала эти планы.

Наряду с романами писатель создавал и повести, которые в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования: “Калина красная” — киноповесть (1973), “Точка зрения” — повесть-сказка (1974), “Энергичные люди” — сатирическая повесть для театра (1973), “А поутру они лроснулись” — повесть для театра (1975), “До третьих петухов” (1975) — сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума.

По киноповести “Калина красная” В. Шукшин снял лучший свой фильм, получивший всенародное признание. Здесь, как и в некоторых других его вещах, писателя интересует трагическая судьба крестьянина.

Эта повесть и фильм о ценности человеческой жизни, о попытке человека, нарушившего нравственный закон, расстаться со своим прошлым. “Тема эта, когда жизнь человеческая разменивается на пятаки, прожигается просто так, меня волнует необычайно”, — говорил В. Шукшин. В сцене встречи главного героя Егора Прокудина, по прозвищу Горе, с матерью вершится беспощадный суд над ним, поправшим все нормы человеческой морали, но в повести есть и сострадание — народное отношение к горю, трагедии. После выхода в свет “Калины красной” В. Шукшин писал, что Егор умер от того, что понял: ни от людей, ни от себя прощения ему не будет. По признанию Шукшина, показать самоубийство у него духу не хватило, пришлось закончить нелепостью — мобилизовать бандюжек — застрелили.

Эта повесть и о русской женщине, чья любовь бескорыстна и всепрощающа, и о простых людях, готовых протянуть руку помощи человеку в беде. Шукшин ставил перед собой задачу, — преодолев сюжет, рассказать не о событиях, злосчастной судьбе рецидивиста, а о муках его души, ищущей гармонии, но так и не обретшей желанного успокоения.

В кинематограф и в литературу Шукшин пришел почти одновременно. Летом 1958 г., успешно закончив 4-й курс и приехав на режиссерскую практику в Одессу, он снялся в главной роли в кинофильме Марлена Хуциева “Два Федора”. В августе этого же года в журнале “Смена” (№ 15) опубликован первый его рассказ “Двое в телеге”. В этом рассказе и в ряде последующих еще ничего не было от зрелого Шукшина. Сам писатель понимал это и никогда не включал их в свои сборники. Дебют актерский был удачнее писательского. Ho в дальнейшем успехи литературные и кинематографические существовали рядом.

По мнению критика Л. Аннинского, одного из первых исследователей творчества Шукшина, написавшего в 90-е гг. комментарии к его шеститомному собранию сочинений вместе с супругой покойного писателя Л. Федосеевой-Шукшиной, настоящий Шукшин прорезался сквозь ровную ткань первых рассказов в феврале 1964 г., когда на страницах журнала “Искусство кино” был опубликован рассказ “Критики”, “поворотный, значительный рассказ”. В этом же году выходит на экраны фильм “Живет такой парень”, первая режиссерская работа Шукшина, в основу которой легли рассказы писателя и которая на XII Международном кинофестивале в Венеции получила “Золотого льва”.

В 70-е гг. — картина аналогичная. Сборник рассказов “Характеры” (1973), ставший главным событием прозы, соседствует с кинофильмом “Калина красная”, ставшим событием в кинематографе. В. Шукшин до сих пор остается непревзойденным мастером рассказа в русской литературе второй половины XX в.
Печать Просмотров: 12127
Версия для компьютеров