Творчество С.А. Есенина в критике и литературоведении
А.К. Воронений:. «...Дар Есенина — мир конкретных, деревенских образов. Его сила — в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д. Он — один из самых тонких, нежных лириков современности, но “нарочитое соитие” тянет писателя в сторону от этих прямых задач, а внутренний распад поэтической личности, элементы идейного разложения грозят ему гибелью. У Есенина есть немало поэтических последователей, подражателей. Достаточно сказать, что проза Всев. Иванова очень сродни “неизречённой животности” и образности Есенина. Есенина хорошо читают. Неужели он действительно войдёт в нашу великую эпоху главным образом как автор “Москвы кабацкой”? Пока он “распространяет вокруг себя пространство” главным образом именно в этом направлении».
Г.В. Иванов: «С посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность. Он мёртв уже четверть века, но всё, связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. И как-то само собой случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом... Это вообще скучное занятие, особенно когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но... насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью...
Вдыхая полной грудью поэзию Есенина, нельзя, может быть, не заметить её недостатков
(у кого их нет?), но не простить их тоже нельзя.
Ему можно простить даже его ложный “песенный лад”...
Но невозможно не поблагодарить Есенина, например, за его “Песню о собаке”, песню, от которой я заплакал, когда он мне её прочитал.
Корни у Есенина глубоко народные... Но в этой крепости крестьянской подоплёки причина личной некрепости Есенина: из старого его вырвало с корнем, а в новом корень не принялся... Есенин интимен, нежен, лиричен, — революция публична, — эпична, — катастрофична. Оттого-то короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой.
Кому писал Есенин кровью в свой последний раз? Может быть, он перекликнулся с тем другом, который ещё не родился, с человеком грядущей эпохи, которого одни готовят боями, а Есенин — песнями. Поэт погиб потому, что был несроден революции. Но во имя будущего она навсегда усыновит его...»
Ю.Л. Прокушев: «В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приёму олицетворения. Черёмуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут...
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. <...> Красочными эпитетами поэт пользуется мастерски и смело:
Синий туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный лунный свет...Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не... ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства поэта. “Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его реалистического стиля. <...>
Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Отсюда мудрость прозрения, нравственная высота философской лирики поэта. Поэт прекрасно осознаёт ту непреложную истину, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый моральный урон...
...В своё время много и справедливо писали о “половодье чувств” поэзии Есенина.
А вот о другом — о крыльях мысли есенинского стиха, мысли, всегда ищущей, открытой, эмоциональной, порой мучительно беспокойной, — всё ещё говорится очень и очень редко.
Есенин — яркий, самобытный, глубокий мыслитель. Характерно признание одного из современников поэта: “Собеседнику всегда казалось... что Есенин высказался в данную минуту до самого дна, тогда как до самого дна есенинской мысли на самом деле никто и никогда донырнуть не мог!”
В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно. Достаточно назвать хотя бы такие его стихи: “Возвращение на родину”, “Не жалею, не зову, не плачу...”, “Несказанное, синее, нежное...”, “Заметался пожар голубой...”, “Письмо к женщине”, “Спит ковыль. Равнина дорогая...”
В них и “половодье чувств”, и половодье мысли...»
Просмотров: 35021