Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского — это «психо­логический отчет одного преступления», ко­торое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процент­щицу. Однако в романе речь идет о необыч­ном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое пре­ступление, а исполнитель его — преступ­ник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступле­ние явилось следствием трагических обсто­ятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышле­ний героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «униженных и оскорбленных», о соци­альных и нравственных законах, по которым живет человечество.

Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду кар­тины нищеты, бесправия, подавления чело­веческого достоинства. На каждом шагу Раскольникову встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться: Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впро­голодь, ютится в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры.

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оп­равдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ива­новны и Сони. При всей, казалось бы, поте­ре Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В его словах — боль за то, что его, однажды выгнав из чело­веческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Перед нами оскорблен­ный человек, но сохранивший чувство соб­ственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но он не в силах ничего изме­нить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человека в нем не хотят видеть.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чем говорят красные пят­на на ее лице, которых так боится Мармела­дов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тре­мя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, обра­зованная и воспитанная и фамилии извест­ной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти». Но облегчения не наступи­ло и после замужества: муж выгнан со служ­бы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяй­ка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безвыходность. Катерина Ивановна пони­мает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня вер­нулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях простояла, ноги ей целова­ла, встать не хотела». Мармеладов дает же­не точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая, непреклонная». Но чело­веческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмыс­ленно искать помощи и сочувствия у окру­жающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не слу­чайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой де­вочки, не соответствуют образу жизни, ко­торый они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невозможность честно зарабаты­вать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно уклады­вается в формулу: «больница... вино... каба­ки и еще больница... года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...»

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любо­пытства, злорадной насмешки, противоес­тественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают «забав­ника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а в общем равнодушно. Так же рав­нодушна толпа зрителей, хлынувших посмо­треть на муки умирающего Мармеладова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отра­зил тревогу Достоевского за будущее чело­вечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорб­ленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на реальный материал действительности, До­стоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей, темы жиз­ненного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопо­жертвования, преступления и наказания, во­просы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедли­вого устройства социального мира и многие другие».


Печать Просмотров: 19726
Версия для компьютеров