В.В. Маяковский-сатирик

Во вступлении в поэму «Во весь голос» поэт, характеризуя своих «страниц войска», так говорил о сатире:

Оружия
          любимейшего
                                 род,
готовая
          рвануться в гике,
застыла
          кавалерия острот,
поднявши рифм
          отточенные пики.

Сатира всегда была для поэта «любимейшим родом оружия». При помощи сатирических образов до революции он сражался с миром «сытых». Теперь объект её стал другим. Маяковский видел несовпадение своего идеала общества и человека с тем, что существует. Самым страшным врагом для него был тот, кто не понимал вселенских задач революции и просто пользовался её достижениями — мещанин. «Совмещанин» имитирует гражданственность, подменяя её трескучими словами. Это приводит к опошлению идеи, которой Маяковский посвятил себя. Для него мещанство оскорбительно, поэтому так резка и уничижительна его сатира.

Написанное в конце Гражданской войны стихотворение «О дряни» (<1920—1921>) уже рисует нового чиновника. Оценки поэта безжалостны: мещанин — «дрянь», «мразь», «мурло». Предметно-бытовая детализация (пианино, самовар, «тихоокеанские галифища», платье с серпом и молотом) подчёркивает опошление революции теми, кто «засели во все учреждения». Гротескный приём оживления портрета Маркса указывает на авторскую позицию.

Мещанин, попадающий из уютной комнаты в кабинет чиновника, остаётся мещанином. Подмена гражданской позиции словами идёт на всех уровнях. На службе производительный труд подменён заседаниями. Об этом стихотворение «Прозаседавшиеся» (<1922>). Гиперболизация, фантастический гротеск, используемые Маяковским в этом произведении, направлены на предельное обострение абсурдности чиновничьих занятий. Противоречие между предметом заседаний и их количеством заостряется до предела. Расхожая фраза «столько дел, хоть разорвись» реализуется буквально.


Печать Просмотров: 10295
Версия для компьютеров