В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

На мой взгляд, из всех ранних произведе­ний Максима Горького рассказ «Старуха Изергиль» самый романтический и поэтич­ный. Его герои — смелые, сильные духом лю­ди. На их примере писатель рассуждает о до­бре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повество­вание о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выби­райте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которо­му посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее па­мяти. Это и надменный шляхтич, и «достой­ный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отрав­ленный поцелуями».

Годы отняли у Изергиль былую красоту, поту­шили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими ге­роями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять само­отверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, ре­альных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла про­звучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими за­конами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти куда угодно, не считаться ни с кем, то есть «сохранить себя целым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одино­чество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел», и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и «в его гла­зах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?» По-видимо­му, тому, кто не умеет отдавать, дарить ду­шевное тепло, кто «кроме себя не видит ниче­го», трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представле­ние о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, за­жигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки ог­ня, намекавшие на что-то сказочное». Как го­лубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутрен­не: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его свети­лось много силы и живого огня».

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теря­ют человеческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем не­годование, потому что жалость и любовь к лю­дям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «"Что сде­лаю я для людей?" — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замол­чал, освещенный этим факелом великой люб­ви к людям...». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», ко­торый, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...»

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по во­просу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвен­ном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли бу­дет популярной. Мне кажется, что большинст­во из нас уподобляется «осторожному чело­веку», наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится пере­живать мучительный кризис, как нравствен­ный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать доб­рее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к луч­шему. А жизнь человека, дарящего людям ду­шевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Печать Просмотров: 11464
Версия для компьютеров