В круге первом характеристика образа Нержина Глеба Викентьевича

Нержин Глеб Викентьевич — один из главных героев, заключенный, математик, вобрал в себя многие черты характера и биографии молодого автора. Он воевал, военная цензура выудила из его письма к другу крамолу — критику Сталина, затем был арестован: тюрьма, пересылка, лагерь. Действие романа происходит в канун 1950 г. в спецтюрьме № 1, прозванной шарашкой, — НИИ в Марфино, где работают заключенные, научные работники, свезенные сюда из разных лагерей. Н. в шарашке третий год, вообще же — «арестант пятого года упряжки» и еще за плечами четыре года войны, а всего срок — десять лет.


Здесь ему исполняется 31 год. Женат на аспирантке, детей нет. Выглядит старше своих ровесников. «Русые волосы его, с распадом на бока, были густы, но уже легли венчики морщин у глаз, у губ и продольные бороздки на лбу. Кожа лица, чувствительная к недостаче свежего воздуха, имела оттенок вялый. Особенно же старила его скупость в движениях — та мудрая скупость, какою природа хранит иссякающие в лагере силы арестанта». Н. был привезен в Марфино в первой десятке. Занимается здесь секретной телефонией.

 

Увлекается языкознанием и историей, в частности, изучает историю революций. В свободное время пишет «Этюды русской революции». «Для математика в истории 17 года нет ничего неожиданного, — рассуждал он. — Ведь тангенс при девяноста градусах, взмыв к бесконечности, тут же и рушится в пропасть минус бесконечности. Так и Россия, впервые взлетев к невиданной свободе, сейчас же и тут же оборвалась в худшую из тираний». В спорах со своим коллегой по работе, филологом Руби-ным, Н. проявляет сильный скептицизм в отношении к социализму. Эти споры, о чем бы они ни были, всегда носят философский характер и показывают эрудицию, широту и остроту ума героев.

Годы войны и лагеря освободили Н. от догм марксизма, и свои сомнения он считает «добросовестностью познания». Нравственность для Н. — мерило всего: ценности человека, науки, прогресса. Он не признает прогресса в виде развития техники и материального избытка, прогресс для него — «всеобщая готовность делиться недостающим», а основа мироздания — справедливость. Прогресс в виде атомной бомбы он считает бедой. Потому и старается остановить Рубина, увлекшегося идеей по голосу найти того человека, который пытался предотвратить появление атомной бомбы в России: «Слушай, а зачем все-таки Советскому Союзу атомная бомба? Этот парень рассудил не так глупо». Ведь атомная бомба — орудие порабощения, и если Советский Союз завладеет бомбой, им никогда не освободиться от тирании. И сам Н. совершает поступок — отказывается делать работу, которую считает безнравственной. В финале романа его уводят на этап.

Н. мучит вопрос: может, и правда справедлив принцип невмешательства, непротивления злу? «Волкодав прав, людоед — нет», — отвечает ему дворник Спиридон, по мнению которого противодействие оправдано, но в определенных границах, когда оно само не становится злом. И тут естественно возникает вопрос о цели и средствах. «Цели общества не должны быть материальны», но и при том «не результат важен... А дух! Не что сделано — а как. Не что достигнуто — а какой ценой». С лагерным начальством Н. боролся за справедливость только с помощью закона. Это позиция Н., которой он старается неуклонно следовать, и позиция автора.

Печать Просмотров: 10929
Версия для компьютеров