«Великий перелом» и его изображение в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина»

Один из решающих рубежей в истории нашей Родины, так называемое социалис­тическое преобразование деревни, нача­ло 30-х годов нашло отражение в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина». Судь­бу коллективизации решал середняк. Взбаламученные пропагандой, бедняки охотно шли в колхоз, видя в нем свое спа­сение. Середняки колебались, за них бо­ролись коммунисты и сельский актив. Путь трудового крестьянина к новой жиз­ни был путем ожесточенной классовой борьбы, открытого насилия, ломкой су­деб, жизней, традиционного быта. Бед­нейшее крестьянство в основном поддер­живало политику Советской власти, а в ду­ше середняка происходила внутренняя борьба: стремление к новой жизни боро­лось с чувством собственности.

Именно эта внутренняя борьба, «вели­кий перелом» в сознании и образе мыш­ления середняка, отображается в одном из персонажей — Кондрате Майданникове. Характер Майданникова показан не только в схватке с противниками кол­хозного строя, но и в той внутренней борьбе, которую ведет он с «подлюкой жалостью к своему добру». Портрет ге­роя создают немногочисленные детали: Кондрат, «невысокий, в сером зипуне, казак», на голове у него «выцветшая бу­деновка». Собираясь выступить на об­щехуторском собрании, «Майданников достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искать исчерченные ка­ракулями странички». Говорит он о бес­просветной жизни середняка, «тоскуя глазами». Майданников мучительно ищет путь спасения середняка от нищеты и приходит к выводу, что это путь в колхоз. Кондрат понимает, что «рабская» привя­занность к собственности мешает таким же, как он, идти по пути новой колхозной жизни. Как «мое», нажитое кровью и по­том, будет там, в колхозе, «общим»? Со­знание Майданникова приходит в проти­воречие с его привычками, чувствами.

Наблюдая за переживаниями Кондрата, мы можем представить, что происходило в душах крестьян в годы коллективиза­ции. Майданников ведет свой скот в кол­хоз, он справился со своей задачей, но конфликт не кончился. Кондрат погнал скотину к речке. «Напоил. Быки повернули было домой, но Кондрат с затаенной на сердце злобой, наезжая конем, прегра­дил им дорогу, направил к сельсовету». Мысли Майданникова, как льдины во вре­мя ледохода, наплывают друг на друга, вертятся вокруг одного: «Как будет в кол­хозе? Всякий ли почувствует, поймет так, как понял он, что путь туда единственный, что это неотвратимо? Что как ни жалко ве­сти и кинуть на общие руки худобу, вы­росшую вместе с детьми на земляном по­лу хаты, а надо вести. И подлюку жалость эту к своему добру надо давить, не давать ей ходу к сердцу».

Всего один месяц прошел с тех пор, как Кондрат записался в колхоз, а какие зна­чительные изменения произошли в его жизни и сознании! Он охотно участвовал в раскулачивании, добросовестно отно­сится к своей работе. С судьбой колхоза теперь накрепко связана судьба Майданникова, дела колхозные постепенно ста­новятся и его личными делами, а вот по ночам по-прежнему плохо ему спится, жа­лость к своему добру еще не умерла в ду­ше Кондрата. Правда, раньше Майданников думал только о себе, о своей семье, а теперь раздумывает о судьбе угнетен­ных всего мира.

Шолохов показывает, как меняется со­знание человека, как вчерашний середняк становится колхозником, как начинает со­знавать он личную ответственность за судьбу своей великой Родины, первой в мире с огромными трудностями прокла­дывающей человечеству путь к казавше­муся тогда совсем недалеким светлому будущему — коммунизму.

Борьба за новую жизнь требуют от Майданникова напряжения всех духовных сил. Самое трудное для него — преодолеть привычки собственника, победить любовь к своему, с таким трудом нажитому добру. Днем, когда Кондрат занят в колхозе, он забывается в работе. Дома же, особенно по ночам, не дает ему спать «проклятая жаль». Мучительные ночные думы в самый трудный, поворотный момент жизни не­вольно переносят его в прошлое, застав­ляют вспомнить весь его жизненный путь. Мы видим, что так же, как единоличное хозяйствование воспитало в нем собствен­ника, рождало привычки, от которых «хо­лодит сердце тоской и скукой», так и кол­лективный труд заставляет Кондрата думать о делах колхозных, волноваться за них. «Ох трудно! И зачем зараз птицу сво­дить?» Думая о собственной нужде, Кон­драт думает о нужде, какую терпит строя­щая пятилетку страна, и сжимает под де­рюжкой кулаки, с ненавистью мысленно говорит тем рабочим Запада, которые не за коммунистов: «Продали вы нас за хоро­шее жалованье от своих хозяев! Променя­ли вы нас, братушки, на сытую жизнь! Али вы не видите через границу, как нам тяжко подымать хозяйство?»

Так совершенно естественно проходит перед нами вся жизнь Майданникова, изо­бражается поворот его сознания; показы­вается, как вырывается Кондрат из мира своей прошлой жизни и растворяется сво­им сознанием в новом и непривычном ему коллективном укладе жизни. На производ­ственном совещании Майданников с недоверием относится к хозяйственной дея­тельности Островного, интересуется нор­мами выработки, учета и оплаты.

Добро­совестно работая, он требует того же и от других колхозников. «Пусть всякий полу­чает столько, сколько зарабатывает» — так ставит вопрос Кондрат.

Важно отметить, что Майданников тя­нется к знанию, стремится понять и прак­тически использовать все новое в агроно­мии. Когда Яков Лукич рассказывал, как надо «сеять по науке», Кондрат слушал его «жадно, с открытым ртом, задавая во­просы, вникая во все подробности». Ко времени «бабьего бунта» Кондрат уже на­столько зарекомендовал себя в колхозе, что именно ему доверил Давыдов ключи от амбаров и послал за помощью в брига­ду. Майданников не только хорошо рабо­тает, но и стремится подтянуть отстаю­щих, борется с лодырями, организует на­иболее рентабельно труд бригады, чего не смог сделать сам бригадир. Правильной расстановкой рабочей силы, организацией учета выработки каждого колхозника Кон­драт практически разрешает вопрос, им же поставленный на производственном совещании перед началом посевной. На пахоте Кондрат разоблачает «кулацко­го агента» Атамангукова, пытающегося деморализовать бригаду и своей недоб­росовестной работой вредящего колхозу. Майданников дорожит авторитетом руко­водителя колхоза.

Автор показывает, как формировалось новое отношение к труду, складывался характер «коллективного» человека. Кон­драт, по словам Давыдова, «самый фак­тический ударник». Труд Майданникова — творческий, поэтому и работает он с увлечением, осознавая себя и подобных себе тружеников «заглавной фигурой Советском государстве». Кондрат готов «воевать за Советскую власть», готов в колхозе работать «на совесть», но от предложения Нагульнова вступить в Ком­мунистическую партию отказывается. «Раз я ищо не отрешился от собственнос­ти, значит, мне и в партии не дозволяет совесть быть», — с дрожью в голосе гово­рит он Макару. Это признание Кондрата с особой силой подчеркивает его правди­вость, душевную чистоту и лишний раз убеждает в том, что Майданников побе­дит в себе остатки собственнического чувства, вступит в партию и будет под­линным коммунистом.

Самоотверженно работая в колхозе, он окончательно излечивается от «привер­женности к собственным быкам» и вступа­ет в партию. Не кто иной, как Кондрат Майданников, сменяет сраженного вра­жеской пулей Давыдова на посту предсе­дателя гремяченского колхоза. Здесь в колхозе, в коллективном труде Кондрат становится новым человеком. «Великий перелом» свершился.

Печать Просмотров: 11023
Версия для компьютеров