Вера в гуманные начала жизни (творчество В. М. Шукшина)

Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее реше­ние необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстети­ческой. Не оставляя никого равнодуш­ным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры, научные дискуссии, ко­торые далеко еще не закончены.

Герои В. Шукшина откровенно, не­зависимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о добре и зле, о смысле жизни, о призвании человека. Многие из них, как, например, Саша Ермолаев, Колька Пиратов, Иван Дег­тярев, Князев, — максималисты, не склонные к компромиссам, покорнос­ти или невмешательству. Они готовы исправить всех и вся, предлагая соб­ственные конструктивные програм­мы, поправки, усовершенствования. Шукшинские мыслители живут в ре­альной обстановке, отнюдь не тяго­тясь повседневностью. Многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, не замечаемое другими, как, например, художник Саня Неверов («Залетный»), священник («Верую!»), Матвей Рязанцев («Думы»).

Мир героев Шукшина многообра­зен, богат красками, полон динамики. Поиск истины начинается с позна­ния окружающего мира. Реальный мир как место обитания человека признается всеми героями. Споры, разногласия возникают, когда речь идет о роли и назначении человека, о его нравственных качествах, путях усовершенствования. Шукшинские философы — материалисты и гума­нисты — обнаруживают в своих суж­дениях конкретность и логику, неза­висимость, стремление постичь все своим умом — от микромира до кос­моса. В духовно-нравственных иска­ниях каждый из героев проявляет свое восприятие действительности, свою натуру, духовную организацию. Перед ними развертывается свиток многохарактерных, совершенно не­повторимых видений, восприятий и мнений. Их психологически убеди­тельно выраженная личностность де­лает каждый поиск не только субъек­тивным, но и как бы приоритетным,

заключающим в себе единственные в своем роде открытия.

Как прожить жизнь? В чем ее выс­ший смысл? Герои находят ответы, требовательно познавая окружаю­щий мир, самокритично допрашивая себя. Они справедливо полагают, что бесценный дар жизни преступно рас­трачивать попусту. Человек тогда и велик, когда он чувствует пульс ок­ружающего его мира, гармонию с движением бытия. В поисках шукшин­скими героями истины, через заблуж­дения, трудности, в своеобразной мо­заичной форме споров персонажей, в существе их вопросов и ответов, оп­ровержений, в защите нравственных идеалов отразилось общее: социаль­но-историческое и современное состо­яние народной жизни. В многоголосии проступают основные направления идей и мнений: жизнеутверждающее начало, поэтизирующее жизнь, и ра­ционалистическое, сторонники кото­рого руководствуются идеями целе­сообразности и пользы. Объединяет их пафос отрицания мещанства, эго­изма, приобретательства, корысти — всего, что искажает, уродует облик жизни.

Свои идеалы писатель утверждает во всех жанрах творчества. Ему доро­го проявление простых и прекрасных нравственных чувств, подтверждаю­щих достижимость идеала: труд, па­мять о родине, о доме отчем, любовь к матери, ощущение кровной связи с землей, радость общения с окружа­ющим миром, — тот круг пережива­ний и чувствований, который очерчи­вает нравственный облик человека, который свойствен живой душе.

В.. Шукшина волновали все те вопро­сы, которыми жили народ и общест­во,— от обыденных до государственно важных. В. Шукшин, будучи граждани­ном своей страны, русским человеком, художником, стремился к познанию жизни отдельного человека и народа в целом. И все свои знания и собствен­ные мысли о русском народе, его харак­тере, судьбе, культуре, героическом и трудном историческом пути, о городе и деревне, о тех ситуациях, которые складывались под влиянием наступле­ния технического прогресса, преобра­зующего деревенскую жизнь, он вопло­тил в своих героях.


Печать Просмотров: 4883
Версия для компьютеров