Влияние мещанской среды на человека — одна из главных тем рассказов А. П. Чехова
1. Эволюция изображения темы.
2. Лейтмотив творчества Чехова и его отражение в художественной системе писателя.
3. Тема мещанства и ее влияние на человека.
4. Боязнь перемен — основа современного зла.
Цель моя — убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и, кстати, показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь — мы не знаем.
А. П. Чехов
Норма жизни и отклонение от нормы — главные темы в творчестве А. П. Чехова. На протяжении всего его творческого пути их осмысление претерпело эволюцию от юмористического восприятия данной «логической несообразности», как называл ее сам Чехов, до трагической глубины изображения в позднем творчестве.
Традиционные чеховские герои, которым он оставался верен как писатель — это «усредненный человек» и повседневная обыденная жизнь. Его герои не только интеллигенция — инженер, врач, учитель, адвокат, студент, офицер, но нередко и помещик, крестьянин, чиновник, священник. Но все они показаны как представители некоей массы обычных людей. Чехов специально не выбирал героев ярких, необычных, незаурядных. Главное в этой галерее персонажей — обыкновенность и распространенность.
Особенность чеховских рассказов состояла в стремлении рассмотреть людей разных сословий и состояний под единым углом зрения, найти закономерности формирования личности обыкновенного человека. Тональность его произведений — трагикомичность, когда нередко смешное воспринимается как грустное и грустное как смешное. Такую манеру изображения с преобладанием различных тонов можно встретить как в ранних рассказах Чехова, где автор больше смеется, так и в поздних, где он более склонен к трагическим обобщениям. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». «Злоумышленник», «Хамелеон» «Унтер Пришибеев» и многие другие — уже в них наряду со смехом угадываются печальные нотки, подчеркивающие суетность, бессмысленность и безысходность существования.
Чехова по праву называют создателем новой художественной системы. Писатель одинаковым тоном говорит о большом и малом, не делает различия между крупными и мелкими явлениями, между значительными и незначительными событиями. Он — мастер лаконизма и деталей, которые несут огромную смысловую нагрузку. Одной — двумя чертами он рисует характеры, что органично и для рассказов, и для повестей, и для драматических произведений. В малые объемы у Чехова вмещается весь комплекс идей, масштабность содержания.
В более позднем творчестве смех уступает место психологической глубине, когда самые разные герои начинают задумываться о жизни, ее несправедливости и рутинности, когда происходит переоценка прежних ценностей и осознание необходимости что-то изменить в ней, выйти из состояния душевной и умственной пассивности. Такие мотивы появляются в рассказах «Горе», «Леший», «Дуэль», «Скрипка Ротшильда», «Убийство» и другие. Но самые яркие и значительные произведения Чехова — те, в которых высмеивается глупость и пошлость человеческой натуры. Особенно это касается тех, кто считает себя лучше других, выше других, образованнее других.
Так, у Чехова есть два произведения с говорящими названиями, главные образы которых — женские. Это рассказы «Душечка» и «Попрыгунья». В первом героиня — Оленька Племянникова, которую все называют душечкой по причине покладистого и ровного характера, совсем не имеет содержания. Она как податливый материал, который принимает любую форму. Она полностью растворяется в первом своем муже, затем во втором, безоговорочно принимая всю их жизненную философию, причем нередко самую противоположную. Ее жизнь похожа на жизнь растительного существа — безобидного, но чрезвычайно пустого. Казалось бы, она счастлива, как отмечает Чехов, найдя радость и покой с Сашей, сыном ветеринара. Но что в ее понимании счастье? Наверняка, оно расходится с пониманием счастья самого Чехова.
В рассказе «Попрыгунья», героиню которого также зовут Ольга Ивановна, напротив, яркая и, на первый взгляд, самостоятельная, энергичная и жизнелюбивая особа. Она претендует на высшую интеллектуальность, утонченность и вкус, устраивает пышные творческие вечера, всегда окружена поклонниками. Но за этой суетой и мишурой не может оценить величие простого скромного труженика, истинной личности, замечательного человека — ее мужа Осипа Дымова, который скромно занимается наукой, спасает людей и при этом ему еще сутками приходится подрабатывать, чтобы оплачивать все развлечения жены. А она ищет приключений, каких-то новых знакомств и времяпрепровождений, и в результате теряет единственного истинно любящего и искреннего человека в ее Жизни. За внешней яркостью в героине проявляются те же черты, которые он всегда осуждает в людях — несамостоятельность мышления, ординарность суждений, обыденные клишированные представления, себялюбие, внутреннее равнодушие, отчуждение, невнимание к людям. И если первая героиня — «душечка» — просто живет, ни во что не вникая, то вторая претендует на большее и способна на большее, это делает ее образ более отталкивающим.
Обобщений социально-исторического масштаба в изображении мещанства и пошлости в своем творчестве Чехов достигает на рубеже веков. Это особенно ярко прослеживается в так называемой трилогии 1898 года — рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Исследователи творчества Чехова считают, что первоначально к ней относился и еще один рассказ «Ионыч». Действительно его смысловое содержание близко этим трем рассказам. Более подробно остановимся на них.
В рассказе «Человек в футляре» главный герой — учитель греческого языка Беликов с первых же строк напоминает не живого человека, а его некое подобие. Беликов нарисован яркими гротескными деталями. Автор постоянно подчеркивает его безжизненность, замкнутость. Он называет состояние героя «футлярностью», которая распространяется на все его жизненные функции. Он и живет как бы в футляре — оболочке, которая защищает его от внешних воздействий, забот и треволнений, он прячется в ней от всех и всего. Таким образом он пытается спрятаться от от жизни, от проблем. Не случайно и предмет, который он преподает — мертвый язык, которого уже нет. Этот футляр ограждает его от действительности. Чрезмерная любовь к порядку, стремление к точным и ясным словам и формулировкам — футляр для мысли, загоняемой в рамки. Образ Беликова является как бы символом консервативной, охранительной силы. Он заявляет: «Вы должны с уважением относиться к властям!» — и сам осуществляет свою власть. Его все боятся, и никто не желает с ним связываться. В этом — сила этого безжизненного типажа. Но при этом Чехов, как мастер человеческой трагикомедии, подчеркивает, что Беликов — жертва собственных взглядов и образа жизни, он одинок, непонимаем, скрыто ненавидим окружающими, и при этом сам страдает и боится. Лишь со смертью он обретает свой прижизненный идеал. Чехов в нескольких фразах четко описывает: «...после смерти его лицо, всегда напряженное и хмурое, приобрело приятное и даже веселое выражение. Он наконец-то нашел то, к чему стремился — футляр, в котором останется вечно».
В рассказе «Крыжовник» Чехов достигает широких социальных обобщений, поднимая тему собственности, связанной с государственным порядком. Герой произведения имеет мечту — стать владельцем имения и выращивать свой собственный крыжовник. Николай Иванович Чимша-Гималайский также претендует на власть, уверяя, что его «любит народ». Чехов наделяет его также гротескными чертами: и он сам, его собака, его кухарка — все похожи на свиней. Это образ неуемной жадности, пустой деятельности и недалекости, тупой одержимости.
Если в этих произведениях рассказ ведется от лица рассказчика, то в рассказе «О любви» Алехин, последний герой трилогии, сам рассказывает свою историю. Он и любимая им женщина оступились от своей любви под силой обстоятельств, от нежелания менять привычный уклад жизни и боязни будущего. Все это — проявление мещанского мировоззрения, замкнутости в своем мирке, нерешительности и зависимости от условностей. Та же тема с величайшей остротой поднимается и в самом известном рассказе Чехова «Ионыч». В нем показана история того, как молодой, подающий надежды земский врач Дмитрий Ионыч Старцев превращается в равнодушного и тупого человека, девизом которого становится фраза «Сколько хлопот, однако». Единственным любимым занятием героя, проявившемся в нем с годами, стало пристрастие пересчитывать «бумажки». Ни прежняя любовь, ни привязанности, ни боязнь одиночества — ничто уже не может вывести его из этого состояния. Его «заедает» мещанская среда. Автор дает понять, что основой пошлости и мещанства становится семья — одна из главных ценностей. Несчастливые семьи — проявление общего социального неустройства. Пошлость и неизменность — вот как обрисовывает Чехов в нескольких деталях «самую образцовую семью Туркиных». Котик так и играет на пианино, ее мать читает всем свои надоевшие рассказы...
Боязнь перемен — основа современного зла, по мнению Чехова. Люди несчастливы, пуста и бессмысленна их жизнь. В этой ситуации необходимо менять сложившиеся стереотипы. Но самый важный вопрос: как это сделать лучше, — остается без ясного ответа.
Чехов не принимал все то, что делает человека несвободным, убивает в нем естественные и живые, самостоятельные проявления. «Моя святая святых — это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода...» — так говорил сам Чехов о своих приоритетах.
Он один из тех русских писателей, который так последовательно и эффективно боролся с пошлостью и мещанством человеческого существования.
Просмотров: 10095