«Земли родной минувшая судьба» (историческая тема в творчестве А. С. Пушкина)

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Оле­ге», «Бородинская годовщина», «Пол­тава», «Медный всадник», «Борис Году­нов», «История Пугачевского бунта» и, конечно же, «Капитанская дочка». Все эти произведения описывают разные ис­торические события, разные историчес­кие эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике «Повесть временных лет», за­канчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.

Одно из первых исторических произ­ведений — «Песнь о вещем Олеге» — написано в 1822 году. Это поэтическая авторская версия кончины великого русского князя, прославившегося свои­ми удачными военными походами и по­бедами над сильными врагами, в част­ности над Византией: «Твой щит на вра­тах Цареграда».

Тема торжества русского оружия, геро­изма русского народа, победителя и ос­вободителя, ярко и сильно звучит в про­изведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года. Как прекрасны строки седьмой главы «Евгения Онегина», воспе­вающие подвиг Москвы:

Напрасно ждал Наполеон, 

Последним  счастьем упоенный, 

Москвы  коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения «Воспомина­ния в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «Перун кагульских берегов» Румянцев и «вождь полу­нощного флага» Орлов. Отечественной войне посвящено и стихотворение «Бо­родинская годовщина», написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Одно из центральных мест в творчест­ве Пушкина занимает образ Петра I. Пушкин видел в Петре I образцового правителя государства. Он пишет в по­эме «Полтава»:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Подобные мысли встречаются и в «Мед­ном всаднике», где поэт говорит о славном правлении Петра, называя его «властели­ном судьбы», поднявшем «Россию на ды­бы» и прорубившем «окно в Европу».

Неоконченное произведение «Арап Пет­ра Великого» продолжает эту тему. Здесь поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.

В драме «Борис Годунов» Пушкин об­ращается к иной эпохе, эпохе «смутного времени». Это был период тяжелейших испытании для России. Драма «Борис Годунов» в определенном смысле нова­торское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. Ав­тор, предвосхищая Достоевского, раз­венчивает теорию, согласно которой цель оправдывает средства. И царь Бо­рис, и Раскольников совершают пре­ступления, оправдывая их «благими на­мерениями», забывая, что злу нет оп­равдания.

«Капитанская дочка» — наиболее зна­чительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор. По­весть автор написал*, работая над доку­ментальной «Историей Пугачевского бунта». Но «Капитанская дочка» — это ху­дожественное произведение. На разни­цу в данном случае указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-свое­му оригинально проведя границу между реализмом и романтизмом.

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней: Машу могла бы ожидать участь Елизаветы Харловой, а Гринева — сер­жанта Кармицкого. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом «чара».

В повести «Капитанская дочка» Пушкин впервые разработал новый эпический жанр исторической повести.

Наш современник Давид Самойлов так написал об этом удивительном произве­дении:

Крестьянский  бунт,

Начало русской прозы,

Не свифтов смех,

Не  вертеровы слезы,

А заячий тулупчик Пугача,

Насильно снятый с барского плеча.

«Капитанская дочка» является началом русской исторической прозы. Без нее не было бы «Тараса Бульбы» Н. В. Гоголя, «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Петра I» А. Н. Толстого.


Печать Просмотров: 5590
Версия для компьютеров