«...В мой жестокий век восславил я свободу...» (Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)

Поколение, которое мы называем декабристами, дало миру немалоизвестных имен, таких как Рылеев, Кюхельбекер, Грибоедов. Принадлежал к этому поколению и Александр Сергеевич Пушкин. Лучших представителей этого поколения объединяло родство убеждений, устремлений и надежд. В их идейном развитии и становлении огромную роль сыграли просветительские и революционные идеи, зародившиеся в самом начале XIX века и усиленные Отечественной войной 1812 года. Разумеется, далеко не все принимали личное участие в кампании против наполеоновской армии, но общественный подъем, вызванный этой войной, затронул каждого. Мысль об утверждении высоких идеалов свободы, об освобождении России от гнета тирании была одинаково близка всем этим людям. Тема свободы, «вольности святой» прослеживается и в творчестве Пушкина, занимая в нем важное место.

Известно, что Пушкин сам не был декабристом и не входил ни в какие тайные общества. Однако в близком ему кругу было немало радикально настроенных людей. Так, к примеру, И. Пущин и В. Кюхельбекер, с которыми поэт был дружен еще с лицейских времен, впоследствии стали декабристами. Отличался независимостью взглядов и свободомыслием П. Я. Чаадаев, которому Пушкин посвятил одно из самых знаменитых своих вольнолюбивых стихотворений. Его послание «К Чаадаеву» — это обращение не просто к другу, но к единомышленнику и соратнику. От того, что высокие гражданские идеи выражены здесь в форме личного признания, в стихотворении отсутствует ложная патетика, оно звучит очень доверительно и искренне. Однако, обращаясь к другу, Пушкин утверждает идеал высокого и беззаветного служения Отчизне и свободе, и потому сама тема дружбы приобретает некоторый героический ореол. Патриотические чувства у Пушкина неразрывно связаны со свободолюбием:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим 
Души прекрасные порывы!

Не удивительно, что это стихотворение Пушкина воспламеняло передовую молодежь, приводило ее в тайные общества, — такой призыв к самопожертвованию, к решительному действию, к подвигу заключался в нем, особенно в его последних строчках!

В петербургский период творчества Пушкина создано и другое его известное стихотворение — ода «Вольность». Ода написана в традициях высокой гражданской поэзии, в которой молодой поэт исповедует свои политические убеждения. К тому моменту, несмотря на молодость, его взгляды уже полностью сформировались. С его точки зрения, залогом процветания общества должна быть узаконенная свобода:

Лишь там над царскою главой 
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой 
Законов мощных сочетанье...

В обществе, где свобода не подкреплена законом, властвует тирания и правит рабство. Это убедительнее всего показывает Пушкин в другом своем стихотворении — « Деревня ». Оно построено на контрасте двух частей. В первой нарисована идиллическая картина сельского уединения, полная гармонии и спокойствия, так благотворно влияющая на человека. Однако вторая часть неожиданно показывает нам, что скрывается за внешним пасторальным обликом деревни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца...

И вновь поднимается вопрос о тирании и рабстве, об отсутствии закона, охраняющего свободу. Разделение людей на господ и рабов противоречит убеждениям Пушкина, он решительно выступает за признание равенства людей перед законом.
Понятно, что такое стихотворение просто не могло быть не замечено прогрессивными людьми того времени. Как и послание «К Чаадаеву», как и написанный несколько позже «Кинжал», в котором поэт прославляет героя, казнящего тирана, стихотворение «Деревня» было хорошо известно декабристам. Эти стихи переписывались, расходились в списках, читались и заучивались наизусть в тайных обществах.

Вскоре после подавления восстания на Сенатской площади Пушкин пишет стихотворение «Арион», в котором, с помощью метафор рассказывает о происшедших политических волнениях. Однако свое сочувствие декабристам, свою верность прежним идеалам свободы поэт не пытается закамуфлировать никакими метафорами:

Я гимны прежние пою...

Актом высокого гражданского мужества поэта можно назвать и знаменитое послание Пушкина «Во глубине сибирских руд...». Оно исполнено глубочайшего сочувствия к сосланным в Сибирь декабристам. Поэт стремится не только поддержать своих друзей, не только призывает их к мужеству и стойкости, но и открытым текстом дает понять, что их благородный порыв, их начинание не были напрасными:

Не пропадет ваш скорбный труд 
И дум высокое стремленье...

Не сбылись оптимистические ожидания Пушкина и многих других прогрессивных людей — Николай не проявил милости и не освободил декабристов, однако пушкинское послание сыграло важную роль в развитии революционного сознания и весьма способствовало развитию преемственной связи между разными поколениями участников русского освободительного движения.

Мысль о недопустимости права одного человека распоряжаться жизнью и смертью других людей получает широкое философское осмысление в стихотворении «Анчар». Здесь нет никаких призывов к свободе и вольности, здесь скупыми, но точными мазками Пушкин рисует картину полной покорности раба своему владыке, покорности, несовместимой с самим понятием «человек». Однако поэт употребляет это слово не случайно:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом...

Это выражение «человека человек» используется Пушкиным вполне сознательно, для того, чтобы еще ужасней после такого начала выглядели дальнейшие события стихотворения. Не должен иметь права человек посылать другого из-за своей прихоти на верную смерть, не дол-
жен тот, второй, на эту смерть идти, выполняя чью-то волю. Однако отношения господства и рабства, делающие эту ситуацию возможной, стирают, вытравливают в каждом из них все подлинно человеческое; и один человек отправляет другого на верную и мучительную гибель, а тот, другой, подчиняется, ибо страшная привычка к беспрекословному повиновению оказывается в нем сильнее даже свойственного всякому живому существу инстинкта самосохранения.

Казалось бы, никаким намеком не высказал автор своего отношения к происходящему, не высказал никакого протеста, но с такой жестокой беспристрастностью описана поистине нечеловеческая ситуация, что протест возникает у любого человека, прочитавшего это стихотворение.

Со временем политические пристрастия Пушкина менялись, и в зрелые годы поэт видел пути к прогрессу общества не в заговоре «лучших людей» и не в «бессмысленном и беспощадном» народном бунте, а скорее в распространении просвещения, в нравственном совершенствовании человека, в постепенной и планомерной гуманизации общественной жизни. Однако верность своим идеалам свободы поэт сохранил до конца жизни. С годами в его творчестве лишь спал некоторый пафос, Пушкин обратился к философскому осмыслению проблемы «вольности святой». Считая свободу, без которой невозможно даже элементарное чувство собственного достоинства, неотъемлемым правом любого человека и любого общества, поэт видел свой долг в том, чтобы помочь людям достичь высоты подлинного духовного освобождения. И он преуспел в этом. Недаром, подводя итоги своей жизни и своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», Пушкин утверждает:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу 
И милость к падшим призывал...



Печать Просмотров: 13608
Версия для компьютеров